Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование «мнемотехники» при обучении детей дошкольного возраста составлению рассказов»
Развитие речи у детей
Автор: Ионова Кристина Николаевна Зацарная Ольга Сергеевна Боженкова Ирина Владимировна Пазюра Наталья Александровна   
04.02.2022 19:13

«Использование «мнемотехники» при обучении детей дошкольного возраста составлению рассказов»«Использование «мнемотехники» при обучении детей дошкольного возраста составлению рассказов»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

В основном у детей развита зрительная память, поэтому необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.

 Детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Им трудно выучить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них быстрое утомление, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

По мнению Константина Дудина (основателя школы развития памяти и мышления) мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Мнемотехника помогает развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, восприятие, развивает кругозор, развивает все стороны речи.

Начиная работу по технологии мнемотехника, мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
  3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Большое внимание уделяем развитию у детей восприятия: зрительного, слухового, кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного.

На непосредственной образовательной деятельности используем множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Для сформированности у детей навыков запоминания любой информации используем такие методы как «крокирования» — использование чертежей, схем, набросков, зарисовок; метод, использующий образное мышление; метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»); метод трансформации (превращения).

В работе с детьми стремимся научить их управлять своим вниманием.

Через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для этого используем дидактические картинки: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: «Чтение» простых схем из 2 – 4 символов, а так же «чтение» простых предложений из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Все эти этапы проходят в нашем детском саду таким образом: на листе бумаги совместно с педагогом рисуют квадрат, схематично изображают предмет, действие или признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки – это уже коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети составляют истории, рассказывают скороговорки, заучивают стихотворения.

Работая с мнемотаблицей — схемой, ребята на каждое слово или маленькое словосочетание придумывают картинку, весь текст зарисовывают схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, дети легко запоминают текст.

В составлении пересказа, рассказов по картине и серии картин, описательного и творческого рассказов помогает мнемотехника. Когда дети пересказывают с помощью мнемотаблиц, они видят всех действующих лиц и свое внимание концентрирует на правильном построении предложений.

Для запоминания стихотворений используем таблицы, где каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план – схему, в дальнейшем дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

Еще один вид работы с мнемотаблицами — использование готовых схем чистоговорок и скороговорок. Они не только служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, но и для развития лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Используя в своей работе мнемотехнику пришли к выводу что у детей:

  • увеличивается круг знаний об окружающем мире
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек
  • словарный запас выходит на более высокий уровень

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
  2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. — с.102 — 115.
  4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
  6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год