Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Активизация речи у неговорящих детей с ЗПР
Развитие речи у детей
Автор: Лоскутова Яна Петровна   
25.03.2022 15:45

Активизация речи у неговорящих детей с ЗПРАктивизация речи у неговорящих детей с ЗПР

Для неговорящих детей с ЗПР характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми с ЗПР на начальном этапе:

  1. Стимуляция речевой и психической активности. Формируем положительный, спокойный настрой ребенка путем беседы или прослушивания аудиозаписи сказки, просмотра иллюстраций в книге.
  2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Педагог на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает ребенка на речевое восприятие и речепроизводство. Для развития подражательности можно использовать следующие приемы:
  • Песенки гласных. Упражнение «Укачаем куклу», ребенок держит куклу, спина прямая, укачивает и поет «А-А-А» (сначала громко, затем тихо). «Как плачет малыш?» (Уа-Уа-Уа).
  • Приемы звукоподражания. «Как говорят животные?» (корова, коза, кошка, собака). Прослушивание звуков музыкальных и рабочих инструментов (пила, насос, молоток, колокольчик, барабан и т.д.)

3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.

 

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.

Развитие физиологического и речевого дыхания. Формируем правильный вдох, развиваем силу выдоха, способствуем увеличению объёма дыхания, развиваем умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении, активизируем работу мышц губ. Для развития речевого дыхания можно использовать такие дидактические игры как:

  • «Посади бабочку на цветок» (из цветного картона вырезать цветок, на нитку закрепить бумажную бабочку) Задача ребенка – сдуть с цветка бумажную бабочку.
  • «Колобок» (ватный шарик) Задача ребенка как можно дальше «укатить» ватный шарик.
  • «Играем в футбол» (2 коктейльные трубочки, теннисный мячик, ворота) Задача ребенка – забить гол в ворота противника.
  • «Снежинка на варежке» (из цветного картона вырезать варежку, на нитку закрепить бумажную или пенопластовую снежинку) Задача ребенка – сдувать с рукавички бумажную снежинку.

Развитие артикуляционных навыков необходимо для укрепления мышц артикуляционного аппарата, для стимуляции полноценных правильных движений основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо использовать зеркало, чтобы ребенок мог видеть движения языка, губ, челюстей, щек. Взрослый говорит и показывает упражнения медленно. Выполняем упражнения несколько раз в день по 3-5 минут. За один раз не более 2-3 упражнений. Артикуляционные упражнения «Окошко» -рот широко открыт (жарко), рот закрыт (холодно), «Чистим зубки» -улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» зубы, «Дудочка» — напряженные губы вытягиваем вперед, и т.д.

5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Наблюдаем за животными (кошка, собака), рассматриваем игрушки, предметы и картины, иллюстрации книг. Используем пальчиковые игры, инсценировки, игры с правилами. Читаем потешки, прибаутки, стихи, сказки с использованием наглядности.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона, обеспечивающего минимальное общение.

Сенсомоторные игры обеспечивают развитие функционального взаимодействия между зрительным и слуховым восприятием, а также моторной сферой ребенка. Формируем представления о сенсорных свойствах и качествах предметов. Совершенствуем координацию движений рук. Развиваем мелкую моторику. Можно использовать следующие сенсомоторные игры: «Чудесный мешочек» (различные мелкие предметы разной формы, с различной фактурой). При помощи этой игры мы закрепляем умение узнавать разные предметы. Игра «Мозайка из бросового материала» (пробки или пуговицы разного цвета и размера) выкладываем рисунок. (бабочка, снеговик, мячики и т.д.)

7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения. Речевые игры «Угадай что звучит?» формируем навык вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. (Показываем ребенку музыкальные инструменты, как звучит, затем убираем, ребенок по звуку узнает инструмент). Игра «День-ночь» формируем у детей навык соотносить свои действия со звучанием музыкального инструмента. (День, звучит музыка «птицы» летают, ночь «птицы» спят.)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год