Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы — развитие речи детей через ТРИЗ – технологию.
Развитие речи у детей
Автор: Давыдова Татьяна   
23.05.2022 11:05

Опыт работы — развитие речи детей через ТРИЗ – технологию.Опыт работы — развитие речи детей через ТРИЗ – технологию.

Цель

  • развитие речи детей через ТРИЗ — технологию.

Задачи:

  • развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли
  • формировать у детей умения анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера
  • воспитывать творческую личность.

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

 

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

  1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом?) и др.
  2. Учить детей фантазировать, изобретать. (Например, придумать новый дом красивый и необычный.)
  3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, "Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться?)

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрали именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Мы составили картотеку игр и тренингов для детей младшего и среднего дошкольного возраста, а так же изготовила необходимые пособия. А именно:

Пособие «Круги Луллия»: с его помощью уточняем знания детей в различных предметных областях; развиваем вариативность воображаемых образов.

Пособие «Гусеничка»: предназначено для упражнения в классификации объектов по признакам, закрепления умения составлять описательные рассказы, составлять загадки.

Пособие «Вертолина» — поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области.

Пособие «Часы»: использовали на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок, использовали его для упражнения детей в определении и назывании признаков предметов.

Все эти пособия используются по речевому развитию и творческому воображению. Дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации.

Элементы ТРИЗ мы применяем во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников

С целью повышения компетентности родителей в сфере инновационных технологий (ТРИЗ) была проведена следующая работа с родителями:

  • Провели анкетирование по проблеме «Речевое развитие детей».
  • Оформили папку – передвижку «Что такое ТРИЗ?»
  • Подготовили и провели родительское собрание на тему: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ — игр».
  • Провели консультацию «ТРИЗ в детском саду».
  • Оформили выставку дидактических ТРИЗ — игр.

Результаты итоговой диагностики показали, что использование методов данной технологии, значительно повысили уровень связной речи детей. Так же в ходе наблюдений отметили, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год