Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Запуск речи у неговорящих детей. Комплексная система тематических занятий «Путешествие с жирафом Семёном» (опыт работы)
Развитие речи у детей
Автор: Дацко Светлана Владимировна, Тарасова Ирина Фёдоровна   
02.09.2022 21:20

«Запуск речи у неговорящих детей. Комплексная система тематических занятий «Путешествие с жирафом Семёном» (опыт работы)«Запуск речи у неговорящих детей. Комплексная система тематических занятий «Путешествие с жирафом Семёном» (опыт работы)

В философии, психологии и педагогике традиционно речь рассматривается как узел, в котором сходятся все линии психического развития ребенка. Ни одна форма психической деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи. В связи с чем, речевой дизонтогинез требует особого внимания со стороны специалистов в области речевого и общего психического развития детей.

Согласно статистическим данным, в последнее время всё чаще наблюдается рост с численности безречевых детей.

Из общей численности детей посещающих наши коррекционные занятия 60 % составляют неговорящие дети. Сюда относятся дети с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, интеллектуальной недостаточностью, дети с комплексными нарушениями развития. Отсутствие у детей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы.

Скачать фото к занятияю

Именно это натолкнуло нас на поиск новых педагогических технологий, методов и приёмов по запуску речи у неговорящих детей, проведения занятий в ново формате.

Таким форматом стала комплексная система занятий по запуску речи «Путешествие с жирафом Семёном!». За основу данной системы мы взяли идеи по запуску речи создателя проекта РИНАТ КАРИМОВ — основателя центра по развитию речи "Говори" в г. Москва.

Тематика занятий может быть самой разнообразной. Это могут быть путешествия в деревню, морское путешествие, путешествие в лес, путешествие в жаркие страны (Африка), путешествие к Дедушке Морозу и другие.

Несомненные достоинства применения комплексной системы занятий является:

  • Усовершенствование техники по запуску речи у неговорящих детей
  • Создание структуры тематических занятий
  • Возможность создавать развивающие пособия своими руками и адаптировать любую игру под нужные задачи.

Суть системы занятий состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохранный потенциал (ресурсы) безречевого ребенка, с опорой на комплексную работу анализаторных систем (зрительная система, слуховая система, тактильная система, вкусовая система, обонятельная система) и компенсировать его недостатки (дефициты). Педагогический эффект реализации данной системы заключается в деятельностном подходе, во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности.

Следует отметить, что началу занятий предшествует диагностика, на который выявляется допустимость и целесообразность прохождения ребенком занятий и разрабатывается план коррекционных занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Каждое тематическое занятие включает следующие структурные элементы:

  • статичные и динамичные артикуляционные упражнения
  • упражнения на развитие речевого дыхания
  • упражнения для развития слухового внимания (фонематического слуха)
  • упражнения на развитие понимания речи
  • игры и упражнения для сенсорного развития
  • игры и упражнения на развитие мелкой моторики
  • упражнения на развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления
  • упражнения на запуск речи (визуально-ритмический ряд, круг).

Обязательным атрибутом каждого занятия является логопедическая игрушка-перчатка "Жираф Сёмен". С ним занятия проходят увлекательно, эмоционально.

Следует отметить, что весь сенсорный материал для занятий изготовлен из различного в соответствии с тематикой занятия, что позволяет снизить материальные затраты до минимума. Например, для путешествия в деревню с жирафом Семёном, для каждой сенсорной системы мы подобрали свой материал (зрительная система — сено, баня (макет), игрушки домашних животных; слуховая система — аудиозапись голоса домашних животных; тактильная система — варёное яйцо, земля; вкусовая система — молоко, сушки; обонятельная система — трава (лук, укроп), хлеб.

Наблюдая за детьми мы можем с уверенностью сказать, что у наших воспитанников по окончании курса занятий пассивный словарь ребенка увеличивается в несколько раз, а активный словарь становится гораздо богаче. Появляются новые слова, дети начинают использовать простые речевые конструкции, речь становится более понятной.

В процессе работы наш коллектив педагогов пришел к выводу, что использование данной системы работы позволяет организовать специальные образовательные условия и оказать качественную и своевременную коррекционно-логопедическую помощь безречевым детям.

Мы верим в успех каждого ребёнка, ставим цель и идем к ней! Главное в запуске речи для нас результат!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год