Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Развитие речи у детей
Автор: Доронина Татьяна Владимировна   
19.10.2022 14:55

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Доронина Татьяна Владимировна Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №8»

В статье рассматриваются проблемы развития речи младших дошкольников, в условиях современного мира. Система конкретных педагогических действий. Содержание, методы и принципы, приемы воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста. Приводится анализ результатов диагностики уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Речь, ранний дошкольный возраст, методы, принципы, учебно-воспитательный процесс.

Речь человека -это его визитная карточка.

Недаром Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал!»

Разговаривать умеют все, но говорить правильно и грамотно, только единицы. Речь/является// психически важной функцией и поэтому отличает/нас от обитателей/животного мира. Речь для каждого человека является важной необходимостью. Без речи, человек не может получать и передавать необходимую для нормальной жизни информацию.

Речь, это начало и основа/ человеческого/разума, с самого начала жизни люди/ связаны с языком. Дети, когда еще совсем маленькие крохи, но даже в этом раннем возрасте они начинают слушать звуки речи, колыбельные песни/, сказки, потешки и постепенно начинают понимать и осознавать /родной язык.

 

Ранний дошкольный, а именно младший дошкольный возраст является самым/ необходимым в развитии всех основных психических процессов, а особенно речи. Грамотное, правильное и эффективное развитие речи возможно только с помощью тесного и активного взаимодействия со взрослым человеком.

Развитие ребенка, а особенно речевое развитие происходит в очень тесном влиянии речи со взрослыми людьми и конечно зависит от активной речевой практики, правильного и грамотного речевого окружения и конечно же от воспитания и обучения, которые/начинаются с первых ступеней его жизни, а также является основным средством общения между людьми.

Настоящее современное время, это время компьютерных технологий и гаджетов. У детей есть все необходимое для быстрого и лучшего развития, это компьютеры, телефоны, телевизоры, планшеты, но все равно почему-то с каждым годом все больше встречаются дети с различными нарушениями речи. Почему так происходит? Что особенно негативно влияет на развитие речи детей? Может быть, не правильный образ жизни родителей? А может загрязнение окружающей природы? Педагогическая запущенность? А может быть все перечисленное? Но происходящие показывает, что в настоящее современное время, родителям и близким постоянно не когда, у них нет времени на своего любимого малыша. Формирование речи дошкольника, а именно ребенка младшего дошкольного возраста происходит, в тесном взаимодействии и общении со взрослыми людьми. Поэтому нужно вовремя, и полноценно формировать речь в дошкольника, это одно из самых главных условий нормального и правильного развития ребенка, а так же дальнейшее его успешного обучения и воспитания в школе.

Речь, понятие широкое!

Я думаю работу над процессом развитием речи детей младшего дошкольного возраста необходимо начинать как можно раньше. Во время этого обязательно нужно опираться на то, что ребенка окружает ежедневно, начинать нужно с того с чем, он сталкивается каждый день, это семья, родной дом, улица, город где он проживает, люди, которые его окружают, все эмоции и воспоминания о каждом прошедшем дне. Конечно же особое внимание нужно уделить русскому народному творчеству — это сказки, потешки, прибаутки, стихи, песни и мн. др. Именно в младшем дошкольном периоде, в возрасте 2-3 года важно обратить внимание на особенности развития речи т. к. в это время происходит формирование основы личности малыша, развитие его эмоций, мышления, чувств, так же происходит адаптация в обществе и к детскому саду, ребенок постепенно поэтапно знакомится с окружающем миром. Также период младшего дошкольного детства особенно благоприятен для развития эмоционально-психологического состояния ребёнка, дети воспринимают все окружающее ярко, впечатлительно поэтому остаются в памяти герои и гости приходящие к нам на занятия и на мероприятия. Развитие речи, у детей 2-3 лет является, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Проблему, которую я определила для себя, это развивать речевую активность и деятельность детей, обогащать их словарный запас.

Целью моего педагогического опыта явилось: Помогать вовремя и эффективно формировать процесс развития речи как средства общения, знания, самореализации малыша, создания разных форм и видов детской деятельности;

Задачи: развитие связной речи детей с помощью различных упражнений и дидактических игр, стимуляция словарного запаса, понимания смысла слов, а ко всему прочему изучение и обсуждения изученной литературы.

Развитие связной речи детей этого возраста проходит в тесной связи с усвоением фонетической стороны, словарного запаса, грамматического строя, а это и есть самые главные задачи развития речи детей дошкольного возраста.

Речь носит обусловленный характер у детей этого возраста и поэтому очень важно в это время создавать активность речи.

В особенности важным моментом в развитии каждого человека, является начальный период жизни, потому что именно в это время происходит формирование способностей, которые очень необходимы для дальнейшее правильного и нормального развитие. Благодаря правильной и грамотной речи формируется прежде всего умственное развитие, а также поведение. Ребенок в первые годы своей жизни копирует речевое поведение от окружающих, его родителей, друзей и близких с кем он находится в тесном взаимодействии, овладение речью зависимости от речевой среды. Особенно важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную и грамотную речь.

Проблему речевого развития детей дошкольного возраста рассматривали и пытались решить многие ученые. Над вопросами развития речи детей возраста 2-3 года работали такие учёные, как Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и мн. др. Иностранные ученые так же не оставляли без внимания эту проблему. Не могли оставить без внимания эту тему и наши иностранные партнеры такие как, Ж. Пиаже, В. Штерна и др.

В работах М.М. Кольцовой видно, что степень развития речи детей находится в тесной взаимосвязи со ступенями развития мелкой моторики рук. Руки человека, а особенно руки маленького ребенка, так тесно связаны с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стали основной неотъемлемой частью, при развитии речи в раннем дошкольном возрасте. Сухомлинский также отметил, что начало возможностей и достижений детей находятся на кончиках детских пальцев. От кончиков пальцев, идут тончайшие ручейки, которые питают родник творческой идеи, образно говорил он.

С древних пор основной, важной формой общения первобытных людей были жесты, которые стали соединяться с возгласами, выкриками. Важное значение и актуальность изучения определяют стойким интересом к ней со стороны сегодняшних психологов. Проблемами использования в действительности ДОУ пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр и упражнений для детей 3-го года жизни занимаются психологи А.С. Галанов, С.Е. Корнилова, С.А. Куликова, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.

В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. А Выгодского, а также педагогов Н.А. Саккулиной, Е.А. Флёриной и других отмечается, что дошкольный возраст — это период активного творческого развития личности в целом.

В своей работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста я, всегда придерживаюсь важнейших педагогических принципов:

Принцип личностно-ориентированного общения – Во время занятия дети с интересом знакомятся и изучаю новые слова вместе с воспитателем.

Принцип наглядности – использование при изучении материала ярких книг, картин, фотографий, иллюстраций, презентаций и т. д.

С помощью принципа последовательности, мы с детьми изучаем материал постепенно и поэтапное.

Принцип занимательности – каждое новое занятие, направленное на развитие речи, я стараюсь делать ярким, интересным, красочным и запоминающимся.

В работе по развитию речи я использую различные методы и приемы. Так же мне приходится использовать интересные формы работы –наблюдения, объяснения, игровую деятельность.

Использую методы, способствующие развитию речи и обогащения, расширения словарного запаса, активизации связной речи.

Наглядные методы:

Наблюдение за животным миром, насекомыми, птицами обитающими в близи нашего детского сада, участка.

Наблюдения за природой, различные экскурсии, экскурсии на участок старшей группы, на огород дошкольного образовательного учреждения, на спортивную площадку соседних групп.

Практические методы:

Различные интересные дидактические игры, пальчиковая гимнастика, хороводные игры, подвижные игры, инсценировки, игры – сюрпризы, игры по правилам.

Словесные методы:

Чтение художественной литературы, русского народного творчества, потешек, стихов, прибауток, сказок с интересными иллюстрациями, чтение и пересказа детских рассказов, а также разучивание стихотворений при помощи наглядного материала.

Для реализации данной педагогической идеи был использован метод проектной деятельности.

Был разработан проект:

- «В гости к сказке!»

Цель проекта- развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу, начать формировать основы здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.

Так же постоянно проводится работа с родителями: консультации, беседы, рекомендации, родительские собрания, направленные на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Анализ результативности.

Для определения итогов проделанной работы, был проведен анализ результатов диагностики уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста. Результаты показали положительную динамику проделанной мной работы.

Результаты мониторинга в первой младшей группе показали, что в начале учебного года это сентябрь 2017г. было 70, 2 % детей имели низкий уровень речевого развития, 20. 8 % детей – средний уровень речевого развитияи 9% -высокий уровень речевого развития.

В конце учебного года, это-май 2018г. результат был следующем — высокий уровень 25, 2 % детей, 30, 6% — средний уровень и 45, 2 % детей остались с низким уровнем речевого развития.

Таким образом, анализ результатов диагностики показывает:

  • детям интересны занятия, направленные на формирование речевого развития
  • используют полученные знания и новые слова в быту
  • с интересом относятся к русскому народному творчеству (сказки, потешки, прибаутки, стихи и др.)
  • с большим удовольствием повторяют заученный материал, как в дошкольном учреждении, так и дома
  • с интересом и удовольствием участвуют в играх, проходящих в течении дня

Для того, чтобы развитие речи младших дошкольников проходило эффективнее потребуется немало времени и сил. Работа по развитию речи должна проводится постоянно и поэтапно, разными образовательными способами и разными направлениями. Чтобы дети остались довольны и впечатлительны, от занятий, направленных на развитие речи, необходимо всю информацию преподносить красочно, эмоционально, понятно, выразительно и интересно. Очень важна и необходима поддержка родителей в решении задач, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — 112 c.
  2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. — М.: ЦПО, 2013. — 160 c.
  3. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников.
  4. Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н.В. Нищева. — СПб.: Детство-Пресс, 2013. — 48 c.
  5. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. — М.: АСТ, 2018. — 480 c.
  6. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 175 c.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год