Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль семьи в речевом развитии дошкольников
Развитие речи у детей
Автор: Шахова Алла Геннадьевна   
16.11.2022 20:38

Роль семьи в речевом развитии дошкольниковРоль семьи в речевом развитии дошкольников

Шахова Алла Геннадьевна Учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 30 «Журавушка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Аннотация: в статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Автор представляет опыт работы в данном направлении и, опираясь на данные проведенного исследования, формулирует практические рекомендации для родителей с целью оказания методической помощи для организации работы по развитию речи детей.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, работа с семьей, дошкольное образовательное учреждение

«Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания…», — писал В. А. Сухомлинский.

 

Так ли это? Речь ребёнка подражательна и формируется на основе примера речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр. С рождения и до момента перехода во взрослую жизнь ребенок, словно губка, впитывает манеру и стилистику речи своих родителей, вплоть до копирования произношения отдельных звуков, а иногда даже и слов. Поэтому в данный этап формирования речи малышей, роль родителей невероятно значима. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. На речь детей, в первую очередь, влияет семья: мама, папа, бабушки и дедушки. Часто родители думают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «ложи» вместо «клади» и т.д. Также нужно следить за правильностью постановки ударения. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Поэтому взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Ограниченность речевого общения с их стороны, непременно влияют на личные качества, характер малыша: нежелание самих детей общаться с внешним миром, замкнутость и т.д. Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья и психического развития и, прежде всего отставание в речи. Следовательно, можно сделать вывод: на несформированность речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта ребёнка с родителями, со сверстниками.

Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Речь современных детей образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление очень редкое. Наблюдения логопедов и педагогов образовательных учреждений, сделанные за последние несколько лет, свидетельствуют об увеличении количества дошкольников с различными речевыми нарушениями. Педагоги нашего дошкольного учреждения, прежде всего, уделяют внимание развитию связной речи детей. Благодаря этому прослеживается положительная динамика в развитии речи дошкольников. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса. Основными средствами развития связной речи являются:

сказки;

дидактические игры;

театрализованные игры.

Однако, чтобы речь у детей развивалась качественно и своевременно, необходимо взаимодействие педагогов и родителей. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка, а также обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. В связи с этим, мы провели анкетирование. Были получены следующие результаты: 38% не осведомлены в области развития речи; 20% считают, что это забота педагогов; 42% реже 3 раз в неделю читают детям литературные произведения. И в связи с этим нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет именно литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемы и составили план работы с родителями, направленный на формирование адекватного речевого воспитания ребенка в семье.

Одной из форм работы с родителями, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии речи детей». Целью данного собрания было:

– объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития речи. В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем. Одной из проблем является отсутствие опыта и не знание элементарных упражнений на развитие речевого аппарата. Совместно с учителем –логопедом мы разработали практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

-оформление информационного стенда по речевому развитию.. На нём мы разместили информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели.

-в наше время, когда информационные технологии завоёвывают всё большую и большую аудиторию, а каждый третий из нас уже не мыслит своей жизни без компьютера, сайт является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.

-следующая форма работы с родителями – дни открытых дверей. В эти дни родители получат возможность увидеть непосредственную- образовательную деятельность специалистов с детьми, в процессе которой мы покажем, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье:

  • эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  • создавать условия для общения с другими детьми.
  • речь взрослого – пример для подражания.
  • рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства
  • рассматривать и наблюдать с ребенком явления природы в разные времена года
  • развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
  • совместные игры взрослого и ребенка.
  • чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  • ответы на все его «почему».
  • совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

Также проводятся совместные с родителями утренники, экскурсии.

Таким образом, благодаря совместной работе педагогов ДОУ и родителей удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Литература

Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, № 2.

Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М. Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., ООО «ТЦ Сфера»,

2005.

Рудик О. С. «Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности». – М, 2009

Стародубова Н. А. «Развитие речи ребенка». — М, 2003.

Светлова И. Е. «Домашний логопед». – М, 2007.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год