Роль семьи в речевом развитии дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шахова Алла Геннадьевна | |||
16.11.2022 20:38 | |||
Роль семьи в речевом развитии дошкольников Шахова Алла Геннадьевна Учитель-логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с № 30 «Журавушка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Аннотация: в статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста. Автор представляет опыт работы в данном направлении и, опираясь на данные проведенного исследования, формулирует практические рекомендации для родителей с целью оказания методической помощи для организации работы по развитию речи детей. Ключевые слова: развитие речи, дошкольный возраст, работа с семьей, дошкольное образовательное учреждение «Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания…», — писал В. А. Сухомлинский.
Так ли это? Речь ребёнка подражательна и формируется на основе примера речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр. С рождения и до момента перехода во взрослую жизнь ребенок, словно губка, впитывает манеру и стилистику речи своих родителей, вплоть до копирования произношения отдельных звуков, а иногда даже и слов. Поэтому в данный этап формирования речи малышей, роль родителей невероятно значима. Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. На речь детей, в первую очередь, влияет семья: мама, папа, бабушки и дедушки. Часто родители думают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «ложи» вместо «клади» и т.д. Также нужно следить за правильностью постановки ударения. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Поэтому взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Ограниченность речевого общения с их стороны, непременно влияют на личные качества, характер малыша: нежелание самих детей общаться с внешним миром, замкнутость и т.д. Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья и психического развития и, прежде всего отставание в речи. Следовательно, можно сделать вывод: на несформированность речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта ребёнка с родителями, со сверстниками. Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является развитие речи детей. Речь современных детей образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление очень редкое. Наблюдения логопедов и педагогов образовательных учреждений, сделанные за последние несколько лет, свидетельствуют об увеличении количества дошкольников с различными речевыми нарушениями. Педагоги нашего дошкольного учреждения, прежде всего, уделяют внимание развитию связной речи детей. Благодаря этому прослеживается положительная динамика в развитии речи дошкольников. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса. Основными средствами развития связной речи являются: сказки; дидактические игры; театрализованные игры. Однако, чтобы речь у детей развивалась качественно и своевременно, необходимо взаимодействие педагогов и родителей. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка, а также обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. В связи с этим, мы провели анкетирование. Были получены следующие результаты: 38% не осведомлены в области развития речи; 20% считают, что это забота педагогов; 42% реже 3 раз в неделю читают детям литературные произведения. И в связи с этим нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет именно литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемы и составили план работы с родителями, направленный на формирование адекватного речевого воспитания ребенка в семье. Одной из форм работы с родителями, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии речи детей». Целью данного собрания было: – объяснить родителям, какую роль они занимают в процессе развития речи. В ходе собрания мы выяснили, какие проблемы интересуют родителей и наметили пути решения этих проблем. Одной из проблем является отсутствие опыта и не знание элементарных упражнений на развитие речевого аппарата. Совместно с учителем –логопедом мы разработали практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала. -оформление информационного стенда по речевому развитию.. На нём мы разместили информацию по развитию речи в рамках непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах в течение недели. -в наше время, когда информационные технологии завоёвывают всё большую и большую аудиторию, а каждый третий из нас уже не мыслит своей жизни без компьютера, сайт является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка. -следующая форма работы с родителями – дни открытых дверей. В эти дни родители получат возможность увидеть непосредственную- образовательную деятельность специалистов с детьми, в процессе которой мы покажем, чем и как следует заниматься с ребенком, как использовать практический материал дома во время игр. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Мы составили рекомендации родителям, как правильно организовать деятельность по развитию речи ребенка в семье:
Также проводятся совместные с родителями утренники, экскурсии. Таким образом, благодаря совместной работе педагогов ДОУ и родителей удастся своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у дошкольников с речевой патологией уверенность в своих возможностях. Литература Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, № 2. Ельцова О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М. Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. – М., ООО «ТЦ Сфера», 2005. Рудик О. С. «Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности». – М, 2009 Стародубова Н. А. «Развитие речи ребенка». — М, 2003. Светлова И. Е. «Домашний логопед». – М, 2007.
|