Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по развитию речи: пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»
Развитие речи у детей
Автор: Белобородова Надежда Каюмовна   
17.01.2023 07:11

Конспект занятия по развитию речи: пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»Конспект занятия по развитию речи: пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31»

Выполнила: Белобородова Н.К. г. Усолье- Сибирское 2023г

Технологическая карта занятия в подготовительной группе

Тема Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

Культурная практика Коммуникативная деятельность

Культурно-смысловой контекст Изготовление книги для пересказывания сказки «У страха глаза велики», при помощи мнемотаблицы.

Или: Научиться пересказывать сказку «У страха глаза велики» при помощи мнемотаблицы.

 

Скачать конспект

Цель Создание условий для пересказывания сказки: «У страха глаза велики» детьми дошкольного возраста в коммуникативной деятельности.

Задачи 1.Обучающие:

Формировать умение содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст с использованием мнемотаблиц.

2. Развивающие:

-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

- Упражнять в образовании слов при помощи суффиксов.

3. Воспитательные:

-Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.

Оборудование Посылка с книгами, иллюстрации к сказке, буквы Ч -Щ вырезанные из бумаги, картинки с изображением предметов, книга: «У страха глаза велики», маски: бабка, внучка, мышка, курочка.

 

Ход занятия

Мотивационный момент.

Проблемная ситуация

Первичное чтение сказки.

Словарная работа.

(Показ слайда)

Повторное чтение сказки

Пересказ сказки

Рефлексия

                 Воспитатель заносит в группу посылку.

-Ребята нам прислали посылку. Чтобы её рассмотреть рассаживаемся поудобнее.

-Как вы думаете, кто прислал посылку? (ответы детей)

-Почему вы так решили?

Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней, и кто мог её прислать. (посылка от библиотекаря)

Нам прислали книги.

-А какие книги?

-Почему вы решили, что это сказки?

-Какие бывают сказки? (Авторские и русские народные)

-Чем отличаются авторские сказки от русских народных? (ответы детей)

Среди книг есть книга без картинок и букв.

-Как вы думаете, что это за книга?

(ответы детей)

Все иллюстрации из этой книги пропали. Давайте их найдём. (Дети ходят по группе и находят иллюстрации)

Найденные иллюстрации вывешивают на мольберт.

-Как вы думаете, из какой сказки эти герои?

(предположения детей)

Основная часть.

– А в какой сказке эти герои живут все вместе?

Вот сегодня, ребята, я прочитаю вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».

Воспитатель читает сказку: «У страха глаза велики»

-Почему это произведение можно назвать сказкой?

- Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется?

- (Когда так говорят, это значит, что испуганный человек сильно преувеличивает размеры трагедии).

- Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? Почему их так назвали?

(Дети: Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка)

Воспитатель: Скажите, откуда брала воду бабушка?

Дети: с колодца

-Что такое колодец?

Воспитатель: Откуда брала воду внучка? Не запомнили это слово «колода»? Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Внучка берёт оттуда воду потому, что в колоде воды меньше, чем в колодце.

Воспитатель: А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца?

Дети: Потому что и лужица, и след от копытца маленькие!

Воспитатель: Правильно, у них вёдра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсток.

-Что такое наперсточек?

Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. (Воспитатель показывает напёрсток). Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.

Воспитатель: Скажите, для чего все наши герои носили воду?

Дети: Огород и сад поливать.

Воспитатель: Правильно, они поливали огород и сад.     А что растёт в огороде?

Дети: Овощи.

Воспитатель: Правильно, и капуста, и морковка, и репка. Наверно, потому там и зайчик сидел – пришёл морковкой полакомиться. Кто первый испугался?

Дети: Зайка.

Воспитатель: Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал?

Дети: Бабушку, внучку, курочку, мышку.

Воспитатель: А кто почудился зайке?

Дети: Охотники с собаками.

А кто почудился бабке? Внучке? Курочке? Мышке?

Воспитатель: В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки?

Дети: Трусливые, испуганные, пугливые.

Воспитатель: Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу

Дети: Смелые, храбрые, отважные, мужественные.

Ну вот иллюстрации к нашей сказке мы поставили по порядку. Что у нас с вами получилось? (мнемотаблица)

-А для чего нужна мнемотаблица? (для пересказа)

А в нашей книги оказывается и букв нет. Давайте их найдем.

(Дети ходят по группе и находят буквы (ч-щ вырезанные из бумаги)

-Ребята которые нашли красные буквы, проходят за красный стол. Те кто нашёл синие буквы проходят за синий стол.

-Какой звук даёт синяя буква?(Щ)

-Какой звук даёт красная буква? (Ч)

Каждый ребенок берёт себе картинку.

На красном столе лежат картинки, вам надо переделать эти слова так, чтобы в них появился звук (Ч).

На синем столе лежат картинки, вам надо переделать эти слова так, чтобы в них появился звук (Щ).

Воспитатель:

- Каким ласковым словам можно назвать? (гриб-грибочек, волк –волчонок…)

-Как можно изменить слово, чтобы предмет изображенный на вашей картинке стал очень большим? (самолёт-самолётище, кот –котище…)

Воспитатель: Как мы называем большого, сильного волка?

Дети: Волчище.

Воспитатель: А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка?

Дети: Волчишка, волчонок.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку, но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать   предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.

Повторное чтение.

(Для пересказа вызываются несколько детей, распределяются роли, надеваются маски)

Ну вот и сказка у нас получилась. Осталось только наши картинки наклеить на странички книги с которых они убежали.

Дети наклеивают иллюстрации в книгу.

Вот такая книга-сказка у нас получилась.

Кто может один пересказать сказку используя эту книгу?

(Воспитатель дает возможность пересказать сказку детям)

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

Дети: Да

Воспитатель: Скажите, сказка эта смешная или грустная?

Дети: Смешная и грустная.

Воспитатель: Правильно, ребята! Смешная это сказка, потому что все герои испугались. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Нам и жалко   и смешно героев. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.

-Где и как мы можем использовать нашу самодельную книгу?

(В книжном уголке , для пересказывания сказки)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год