Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ И ИГРЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие речи у детей
Автор: Пугачева Елена Георгиевна   
06.02.2023 10:27

РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ И ИГРЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВРАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ И ИГРЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь выполняет одну из самых важных направлений в развитии ребенка. Она очень тесно связана с его интеллектуальным развитием и позволяет познать весь окружающий мир.

Речь человека достаточно сложна и разнообразна, поэтому проблема развития связной речи привлекал очень многих специалистов, и все они сходятся в одном мнении, что развивать связную речь необходимо с первых лет жизни ребенка.

В дошкольном возрасте активно происходит усвоение языка, становление и развитие всех сторон речи. Важно отметить, что связная речь это достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. Каждый ребенок должен уметь излагать свои мысли грамотно, правильно, связно и последовательно.

 

Таким образом, мы можем говорить о том, что связная речь – это умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно.

И эта связная речь влияет, в том числе и на успешность обучения ребенка в будущем, в школе. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Для того чтобы речь была связной необходимо ее развивать в повседневном общении и игре. В младшем дошкольном возрасте воспитатель мотивирует детей легко и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, учит детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций.

Для развития связной речи необходимо использовать различные игры, так как именно игра выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и она не может проходить без речевого общения. Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи.

Из опыта своей педагогической деятельности, я отмечаю особую значимость игровой деятельности на развитие связной речи у младших дошкольников. Это связано с одной стороны тем, что речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют мои воспитанники, чем шире их кругозор, тем игра становится для них интересней.

Особое внимание в своей деятельности я уделяю дидактическим играм, так как в их реализации дети обучаются тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей младшего дошкольного возраста игровой форме. Считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Ниже предлагаю примеры дидактических игр, направленных на развитие связной речи детей младшей дошкольной группы:

Игра: Угадай игрушку!

Задачи: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Ход игры: Воспитатель предлагает вниманию детей три-четыре игрушки. Дети называют их. Затем он сообщает, что будет рассказывать об игрушке, но о какой не скажет. Дети должны прослушать описание и назвать игрушку.

Вначале воспитателю следует указывать на незначительное число признаков (один-два), в случае необходимости их число можно увеличить до трех-четырех.

Игра: Скажи какой

Задачи: Учить выделять и называть признаки предметов.

Ход игры: Воспитатель вынимает из коробки предметы, называя их, а дети указывают на какой-либо признак, например:

– Это кубик.

– Он синий.

Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает: Это кубик. Он… (какай?).

Игра: Разложи картинки

Задачи: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их называть.

Ход игры: Детям дают две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; стирает и вешает белье). Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую картинку, затем второе действие и вторую картинку.

Игра: Назови, что это, и скажи, какой

Задачи: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух предложений, связанных цепной местоименной связью.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку с игрушками. Дети должны вынуть игрушку, назвать ее и сказать, какая она.

– Это мяч. Он круглый.

Игра: Объясни Зайке

Задачи: Учить связывать два предложения посредством цепной связи.

Ход игры: Зайка, называя предметы, ошибается. Дети его поправляют.

– Посмотрите, какое у меня красивое красное яблоко. (Достает репку).

– Это репка. Она желтая.

Таким образом, мы можем говорить о том, что речь играет важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год