Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Семешко Анна Ивановна   
08.02.2023 20:09

Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возрастаСказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно- примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами — всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего — педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения.

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой и внедрение сказки в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.

 

Скачать конспект

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по вопросу развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
  3. Развивать звуковую культуру речи детей, связную речь, расширять словарный запас.
  4. Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию произведения.
  5. Воспитывать интерес и любовь к художественным произведениям.

Известно, что чтение художественной литературы играет особую роль в формировании личности человека. Использование именно сказочных произведений базируется на психологических особенностях воздействия на внутренний мир ребенка. Например, сказка помогает построить собственную картину окружающего мира: согласовать язык бессознательного с пониманием ситуации и с ее словесным описанием. То есть в процессе знакомства со сказкой происходит развитие связной речи.

Работу со сказкой строю следующим образом:

  1. Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение, причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение.
  2. Создание рисунка героя или наиболее значимого для ребенка отрывка.
  3. Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребёнок сам выбирает себе

роль.

Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является

умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини-спектакли.

Театр на палочках Театр на фланелеграфе Настольный театр

Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и

высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить, и понять содержание сказки.

В течение года играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку», кубики со сказочными сюжетами. В своей работе с детьми я использую мнемотаблицы

и лэпбуки-это замечательный способ познакомить дошкольников с русскими народными сказками.

Непременный атрибут пособия — различные конверты, в которых размещаются дидактические игры и прочий материал. Сказочная тема располагает сделать их необычными, например, в виде атрибутов персонажей: волшебный сундук, короб Маши, в котором её нёс медведь, самовар Мухи-цокотухи и пр.

Воспитателю стоит активно использовать лэпбук на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы. Это пособие идеально подходит для обобщающих занятий по теме сказок.

Другое важное направление — индивидуальная работа с детьми. Для этой цели незаменимы дидактические игры, включённые в лэпбук (в них хорошо играть и дома, ведь лэпбук дошкольнику могут сделать и родители):

1. «Найди заплатку к сказке» (вариант для младшего возраста). Задача ребёнка — подобрать к каждой картинке недостающий элемент.

«Помоги животным найти их хвостики» (также для малышей).

«Где чья тень» (начиная со средней группы). Задача — соотнести сказочного персонажа с его тенью. Игра развивает восприятие формы, пространственное мышление.

«Четвёртый лишний» (со средней группы). Задача ребёнка — найти картинку, которая не относится к данной сказке.

Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: гуляем, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой.

В группе был оформлен центр по речевому развитию и центр книги. Подготовлены картотеки дидактических игр по возрасту, наглядные методические пособия. Все находится в доступности для детей, и они выбирают то, что каждому интересно.

Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Такого рода работа эффективна при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников.

Родителям были даны консультации:

- «Сказка в жизни ребенка»

- Создание для родителей рекомендованного списка русских народных сказок и писателей-сказочников. Проведено анкетирование «Читаем дома».

Родителями был изготовлен макет к сказке «Зимовье», атрибуты к различным видам театра.

Результат работы по данной теме показал, что сказки имеют воспитательный и познавательный потенциал, который является эффективным педагогическим средством.

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения, использование нестандартных подходов к организации занятий по чтению художественной литературы, позволит повысить интерес ребенка к сказке, увлечь в игру, эффективно развивать его речь.

Список использованных источников

  1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2000. — 400 с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015 – 80с.: цв. вкл.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. — 160с.
  4. Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой [Электронный ресурс]/ представление опыта работы; материал подготовила Лысенко Е. И.– Режим доступа:https://infourok. ru/netradicionnie-metodi-i-priyomi-raboti-so-skazkoy-1327623. html
  5. Нестеренко, А. А. Страна загадок [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: http://www.trizminsk. org/e/23105. htm
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -4-е изд., перераб. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2018. -352 с.
  7. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 192 с.- (Развиваем речь).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год