Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер – класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Сафонова Любовь Николаевна   
25.02.2023 12:47

Мастер – класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников»Мастер – класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в речевом развитии дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №175 Городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Подготовил: воспитатель высшей категории Сафонова Любовь Николаевна

Самым благоприятным возрастом для закладывания основ грамотной и чёткой речи является дошкольный возраст. В настоящее время у современных детей наблюдается: гиперактивность, тревожность, возбудимость, плохая дикция, бедный словарный запас, снижение любознательности, воображения, творческой активности. Чаще дети испытывают трудности при составлении монолога, краткого и развернутого ответа, в восприятии информации на слух (трудно удержать предыдущую фразу, связать отдельные предложения).

 

Скачать конспект

Для обогащения словарного запаса детей, улучшения памяти, связной речи педагоги в настоящее время все чаще используют приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем формирования ассоциаций, используя для этого зрительные и звуковые примеры.

Для успешного запоминания должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Материал должен быть интересным для запоминающего.
  2. Материал должен быть содержательным и понятным.
  3. Следует использовать разнообразный материал.
  4. Эффект запоминания увеличивается, если в запоминании зрительного или слухового материала задействовано несколько органов чувств, например, зрение и слух.

Для достижения наиболее эффективных результатов обучение мнемотехнике можно проводить поэтапно.

Правила использование мнемотехники

  • Знаки и символы, используемые в работе, должны быть хорошо знакомы детям.
  • Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета.
  • Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.

Структура мнемотехники

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Мномоквадраты — изображение, представляющие одно слово или фразу, например, дом, дерево или цветок.

Мнемоквадраты используются, как графические сигналы регуляции речевой деятельности.

Говори громко! Говори медленно! Говори шепотом!

Также мнемоквадраты можно использовать при обучении грамоте.

Игры с мнемоквадратами:

1. Педагогам нужно нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»

  • есть слово простое, короткое – … (лист)
  • есть слово обозначающее много — … (листья)
  • есть слово маленькое, ласковое — … (листочек)
  • есть слово красивое, слово-признак — (лиственный)
  • есть слово длинное, состоящее из 2-х — … (листопад)
  • есть слово – название дерева — … (лиственница)

2. Игра «Одинаковый слог»: педагогам нужно найти картинку, в название которого есть данный слог.

3. Игра «Выложи картинки по порядку»

4. «Угадай слово»

- Мои друзья — это то, на чем можно сидеть в квартире.

К ведущему подходят педагоги, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

- Выберете слова, обозначающие название техники.

Мои друзья — это то, что может перевозить грузы.

К ведущему подходят педагоги, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

- Мои друзья — это то, что умеет жужжать.

К ведущему подходят педагоги, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения: ж-ж-ж.

- Я — рыба. Мои друзья — это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, задание усложняется, можно познакомить детей с мнемодорожками. Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Работа со скороговорками

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Пыхтит как пышка наш мишка.

Работа с чистоговорками

СА-СА-СА – меня ужалила оса,

СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,

СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,

СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Игры с педагогами:

1)Зашифровать пословицы в мнемодорожку. Остальные команды отгадывают.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит.

2) «Поиск общих признаков» — берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например, лимон и мяч.)

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

В качестве символов-заместителей используются:

  • предметные картинки
  • силуэтные изображения
  • геометрические фигуры.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами позволяет значительно сократить время обучения и одновременно решить задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи
  • перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы
  • развитие мелкой моторики рук.

Ежику нужен жук на ужин

Мнемотаблицы для заучивания стихов

Белка – шалунишка

Скачет белка – шалунишка

Рвет с еловых веток шишки,

А потом на землю прыг

И отыщет боровик,

Гриб нанижет на сучок –

Подсушись, боровичок!

Мнемотаблицы для составления описательного рассказа

Мнемотаблицы для составления загадок

Правила использования «мнемотаблиц»:

1)Внимательно посмотрите на таблицу. Повторите названия картинок.

2)Взрослый с помощью ребенка поочередно воспроизводит части текста, соответствующие картинке. Повторите несколько раз.

3)Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, используя мнемоническую таблицу.

4)Ребенок воспроизводит текст самостоятельно, без помощи мнемотаблицы.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начать с простейшего мнемоквадрата, а затем шаг за шагом перейти к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важным правилом при использовании мнемотехники является то, что с ребенком должен работать не только воспитатель в детском саду, но и родители дома.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год