БИ-БОТ «УМНАЯ ПЧЕЛА» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Борькина Светлана Васильевна | |||
23.04.2023 13:21 | |||
Борькина Светлана Васильевна Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения до школьного образования является понимание ребенком устной речи и умение выражать свои мысли и желания посредством речи. Именно понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка — приобщения его к человеческому обществу, полноценной жизни в нем. Овладение речевой деятельностью подразумевает формирование и развитие такого ее аспекта, как звуковая культура. Фонематическая составляющая речевого развития крайне важна, поскольку позволяет до школьнику формировать высказывания фонетически правильно и, соответственно, понятно для окружающих. В современной системе дошкольного образования возникает противоречие между необходимостью формирования звуковой культуры речи у детей среднего до школьного возраста и недостаточным использованием дидактического потенциала би-бота «Умная пчела» для решения данной задачи. Также в качестве противоречия можно отметить недостаточность материально-технической оснащенности групп современными робототехническими устройствами, разрозненность и несистематизированность учебно-методических материалов и программ, раскрывающих специфику ис пользования данного дидактического средства в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию [2, с. 212]. Понятие «звуковая культура речи», по мнению А.М. Бородич, включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т.д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двига тельные навыки в процессе разговора). Образование и воспитание № 1 (32) / 2021 10 Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание—являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи [3, с. 149]. В целом, как указывает А.И. Максаков, звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — основные условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи детей до школьного возраста [4, с. 2]. На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи. Формы, методы и приемы формирования фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста достаточно разнообразны. Но поскольку ведущей деятельностью на данном этапе онтогенеза является игра, то предпочтительным является выбор дидактических средств, обеспечивающих реализацию игровых форм, методов и приемов работы. Оптимальным средством для решения данной задачи является би-бот «Умная пчела». Программируемый робот «Умная пчела» отвечает требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Это универсальное дидактическое средство, которое позволяет решать задачи реализации различных образовательных областей (развивать начальные математические представления, коммуникативные навыки, все стороны речевого развития). Работа с роботом учит дошкольников структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает много возможностей для определения причинно-следственных связей, развивает логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, умение работать в группе. Вместе с тем использование мини-робота «Умная пчела» должно быть уместным и целесообразным, чтобы воздействие технологии имело развивающий эффект, поэтому би-ботов необходимо использовать в комплексе с традиционными формами и средствами обучения. Би-бот «Умная пчела» будет являться эффективным средством развития звуковой культуры речи детей сред него дошкольного возраста, поскольку позволяет: — сформировать правильное произношения звуков (свистящих, шипящих, сонорных); — научить дифференцировать сходные по произношению, а также сходные по мягкости-твердости звуки. Нами была проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. В ходе диагностики применялись авторские методики, разработанные Е.А. Стребелевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, и направленные на: — выявление правильного произношения звуков в том числе сложных в фонетическом плане (свистящих, шипящих, сонорных); — выявление умения дифференцировать сходные по произношению звуки; — выявление умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости. На основании результатов исследования был сделан вывод о том, что диагностируемые параметры (умение четко артикулировать звуки и дифференцировать их по сходству произношения, а также твердости — мягкости) у группы респондентов находятся на среднем либо низком уровне, что послужило обоснованием для разработки педагогического проекта по развитию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела». Цель проекта: развитие звуковой культуры речи. Задачи: — формирование правильного произношения звуков (в том числе шипящих, свистящих, сонорных, заднеязычных); — развитие умения дифференцировать схожие по произношению звуки; — развитие умения дифференцировать звуки по твердости — мягкости. Планируемый результат: — дошкольники правильно произносят сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные). — дошкольники умеют дифференцировать схожие звуки в рамках одного или нескольких слов; — дошкольники умеют дифференцировать звуки по твердости — мягкости. Проект представляет собой комплекс игр, направленных на развитие звуковой культуры речи детей сред него дошкольного возраста с использованием дидактического потенциала би-бота «Умная пчела». В рамках проекта дошкольники учатся произносить сложные в артикуляционном отношении звуки, дифференцировать схожие как по произношению, так и по твердости — мягкости звуки. Игры, представленные в рамках проекта, могут использоваться как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в ходе совместной деятельности педагога и детей в различных режимных процессах. Педагогический проект по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела». Цель проекта: развитие звуковой культуры речи. Задачи: — формирование правильного произношения звуков (в том числе шипящих, свистящих, сонорных, заднеязычных); — развитие умения дифференцировать схожие по произношению звуки; — развитие умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Участники проекта: педагог группы, дети старшего дошкольного возраста. Принципы проекта: — принцип системности (работа проводится в рамках образовательного процесса таким образом, что знания и умения, приобретенные воспитанниками в процессе работы, фиксируются в систематической и регулярной дальнейшей деятельности); — принцип доступности (игры разрабатывались с учетом возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста); — принцип наглядности и интерактивности, (переход от пояснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором воспитанник становился субъектом педагогического взаимодействия, что способствует осознанному формированию звуковой культуры речи). Виды деятельности в рамках проекта: игровая, коммуникативная. Игры, представленные в рамках проекта, могут использоваться как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в ходе совместной деятельности педагога и детей в различных режимных процессах. Планируемый результат: — дошкольники правильно произносят сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные). — дошкольники умеют дифференцировать схожие звуки в рамках одного или нескольких слов; — дошкольники умеют дифференцировать звуки по твердости-мягкости; Литература:
|