Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»
Развитие речи у детей
Автор: Алешина Лилиана Ивановна   
21.05.2023 15:22

Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»

(дети с ОНР 2 уровня, 1 год обучения, 1 период)

Материал подготовили: воспитатель: Алешина Л.И.

На основе многолетнего опыта работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями речи, мы осуществили попытку представить коррекционный процесс, равноправными звеньями которого является учитель-логопед и воспитатель. Мы предлагаем тематический принцип организации учебного материала. Учитель-логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения лексической темы работают в тесной взаимосвязи: воспитатель обеспечивает практическое знакомство с предметами и явлениями, учитель-логопед углубляет и обеспечивает формирование речевых и неречевых навыков и умений. Изучение лексической темы осуществляется воспитателем не только в организации разнообразных занятий (обсуждение, рисование, лепка, аппликация, игра, прогулка и т.д.), но и в том числе в организации режимных моментов. Таким образом, обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении всей недели.

 

В данной работе можно увидеть, как распределяется коррекционный материал в процессе режимных моментов течение всей рабочей недели.

Коррекционные задания в учебно-воспитательной работе с детьми в процессе режимных моментов по закреплению речевых навыков и умений с использованием средств речевого этикета по лексической теме «Детский сад» представлены в таблице.

 

Режимные моменты

Период обучения

Типы коррекционных заданий для закрепления речевых навыков и умений по лексической теме «Детский сад»

1

2

3

Утренний прием детей

1

Помочь детям овладеть средствами вербального общения. Учить детей использованию средств речевого этикета,«здравствуйте, доброе утро», обогащать лексику детей словами и выражениями в ситуации приветствия, запоминать имена детей, имена, отчества воспитателей «Здравствуй, Петя»- «Здравствуйте, Татьяна Николаевна!»

Утренняя гимнастика

1

1.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению упражнений и движения с речью; координировать движения в соответствии с указаниями педагога.

Ты и я, ты и я         (дети указывают пальчиками друг на друга)

Мы с тобой одна семья   .( дети кладут руки на плечи друг другу)

Вместе мы читаем,    (раскрытые ладони перед собой)

Вместе мы играем,   (прыжки на правой, на левой ноге и вместе)

Всегда и во всем мы    (хлопают в ладоши)

Друзьям помогаем.

2.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению артикуляционной гимнастики.

Подготовка к завтраку (обеду, ужину)

1

1.Правильно использовать лексику: существительные- имена, отчества воспитателя, помощника воспитателя, имена детей, названия игрушек, посуды; глаголы - носить, убирать, ставить, мыть с использованием средств речевого этикета «спасибо, пожалуйста».

Подготовка к занятиям, занятие

1

1.Правильно называть материалы, принадлежности, игрушки, используемые на занятиях и действия, производимые с их помощью: положить, разложить, класть, принести, убрать, носить

2.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения фонетического, лексико-грамматического материала логопедических занятий по теме «Детский сад»(лексико-грамматические игры, контроль за поставленными звуками)

3.Формировать зрительно-моторную координацию; развивать тонкую моторику пальцев рук, соотносить слово с движением, д\и «Умелые пальцы»:

Наши пальцы упражняем,      

Речь и память развиваем.                

Паровоз, паровоз нам игрушки привез:

руки согнуты в локтях, имитируют движения поезда

Куклу, мишку, мяч, машину и юлу- сгибаем пальцы в кулак,

Все в корзину я сложу.     начиная с большого

Дежурство в уголке природы

1

Различать и правильно назвать некоторые комнатные растения (по программе). Сопровождать производимые действия речью: Я поливаю фиалку. Петя поливает фиалку. Толя рыхлит землю. Дети рыхлят землю. (составление простых предложений по действию) .

Минутка отдыха

1

Учить детей слушать, воспринимать и понимать литературные произведения. Толкование содержания текста, беседа по вопросам. Чтение стихов о детском саде: Б.Иовлев «Сестренка»,Н.Найденова «Наши полотенца», «Ольга Павловна», «Новая девочка», А.Бродский «Новичок», О.Высотская «В нашем детском саду»

Подготовка к прогулке

(прогулка)

1

1.Правильно употреблять лексику, грамматические конструкции, связанные с понятиями одежда, обувь, времена года с использованием средств речевого этикета: «Татьяна Николаевна, помогите, пожалуйста, надеть куртку, шапку (завязать шарф, застегнуть ботинки). Лена, помоги, пожалуйста, завязать шарф)

2.Экскурсия по территории детского сада: сосредоточить внимание на наблюдении за изменениями в природе и объектами, находящимися на участке, определить существенные признаки предметов и явлений: прохладно, свежо, листья желтые, красные, коричневые, краснеют, падают, хрустят под ногами, кружатся.

3.Подвижные игры на понимание в тексте и использование в речи глаголов: «Мы листики осенние», «Мы веселые ребята», «Ты и я».

4.Индивидуально-подгрупповая работа: беседа по вопросам о детском саде: 1.Какой детский сад (красивый, большой, высокий). 2.Что растет вокруг детского сада? (деревья и цветы). 3.Как называется детский сад? («Колокольчик»).

4.Что делают дети в детском саду? Что дети делают на прогулке? 5.Кто встречает детей утром в детском саду? Как зовут воспитателя?

Коррекционный час (индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда)

1

1.Четко воспринимать словесную инструкцию воспитателя по выполнению артикуляционной гимнастики.

2.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения фонетического материала индивидуально или с подгруппой детей.

3.Закрепление навыков и умений, полученных в ходе изучения лексико-грамматического материала логопедических занятий по лексической теме «Детский сад»   по картинкам, игры с мячом

1. Расширение словаря детей:

- слова-названия: спальня, коридор, раздевалка, туалет, группа, кабинет и др.,

слова-действия: играть, есть, заниматься, рисовать, играть, лепить и др.,

слова-признаки: большая, маленькая, светлая, широкая, высокая, чистая

2.Закрепление образования существительных единственного и множественного числа «Один-много»:

спальня-спальни, кухня-кухни, игрушка-игрушки и т.д.;

3.Закрепление образования глаголов множественного числа: играет-играют, спит-спят, несет-несут, лепит-лепят и т.д.

4.Закрепление согласования существительных с личными местоимениями: моя (комната, игрушка, воспитательница, куртка, спальня, группа, раздевалка и т.д.); мой (зал, стул, стол, кабинет, бассейн, коридор и т.д);

5.Составление предложений по демонстрации действия

Что делает воспитательница? – учит, объясняет, помогает, заботится, читает и т.д.

Что делает помощник воспитателя? – моет, убирает, помогает, протирает, несет, чистит и т.д.

Что делает повар? – жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.

Что делает логопед? – учит, читает, объясняет, помогает, заботится и т.д.

6.Составление коллективного рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» с помощью наводящих вопросов

7.Выполнение заданий по развитию зрительной памяти, мелкой моторики, логического мышления: работа с разрезными картинками, игры: «4 лишний», «Найди место предмета на картинке», «Что пропало?»

Игры

1

Правильно использовать прямую и косвенную речь. Учить детей слышать грамматические и фонетические ошибки в речи других, закреплять полученные речевые навыки и умения, использовать речевой этикет.

            Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя. Коррекционно-воспитательный процесс строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также общедидактических и коррекционных задач обучения и воспитания.

Используемая литература.

  1. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. Ю.Ф.Гаркуша, журнал «Дефектология» 1995 год
  2. Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., Дрофа 2010
  3. Л.Н.Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. Москва 2005
  4. Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР 3 уровня. 1 год обучения, 1 период. Авторы-составители: Е.П.Берлибо, В.Х. Петренко. Издательско-торговый дом «Корифей»Волгоград
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год