Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Развитие речи у детей
Автор: Волкова Елена Геннадьевна   
03.06.2024 20:24

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблемаРазвитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В связной речи ребенок должен уметь говорить последовательно и понятно, составлять полные предложения и выражать свои мысли в логической форме. Для успешного развития связной речи необходимо учитывать речевую среду, частоту и разнообразие коммуникации, игровую деятельность, работу над словарным запасом и развитие мышления у ребенка. Развитие связной речи имеет важное значение для коммуникации, достижения академического успеха, когнитивного развития, социальной адаптации и эмоционального благополучия детей. В данной статье, автор также приводит примеры решения задач развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста из опыта работы.

Ключевые слова: развитие связной речи, психолого-педагогические задачи, речевая среда, коммуникация, игровая деятельность, развитие мышления, особенности возраста, подходы, академический успех, когнитивное развитие, социальная адаптация.

 

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из важных психолого-педагогических задач. Эта проблема имеет большое значение, так как связная речь позволяет ребенку выражать свои мысли и общаться с окружающими людьми. Она является основой для успешного обучения и социализации ребенка.

Связная речь — это способность говорить последовательно и понятно, уметь составлять полные предложения и выражать свои мысли в логической форме. У детей старшего дошкольного возраста это уже должно быть освоено в достаточной мере.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, которые отличают их речевое развитие от более младших детей. Развитие словарного запаса: дети старшего дошкольного возраста активно увеличивают свой словарный запас. Они начинают использовать более сложные слова и понимать их значение в контексте. Дети стараются использовать новые слова в разговоре и старые слова более точно и разнообразно. Умение строить более сложные предложения: дети начинают использовать сложные предложения с разными типами связей и союзами. Они строят более сложные и взаимосвязанные предложения, которые помогают им выразить свои мысли и идеи более точно и связно. Умение выражать мысли и идеи более понятно и точно: дети старше дошкольного возраста начинают обращать больше внимания на ясность и точность своей речи. Они стараются выразить свои мысли и идеи более четко и понятно для слушателя. Умение формулировать вопросы и отвечать на них: дети старшего дошкольного возраста начинают использовать вопросительные предложения, чтобы получить нужную информацию. Они активно задают вопросы, чтобы узнать больше или прояснить ситуацию. Развитие навыков повествования и рассказа: Дети старше дошкольного возраста улучшают свои навыки рассказа и повествования. Они могут рассказывать о своих событиях и впечатлениях более подробно и точно. Умение адаптировать речь к слушателю: дети старшего дошкольного возраста начинают адаптировать свою речь к слушателю. Они могут использовать более простую и понятную речь, если общаются с младшими детьми или взрослыми, которые трудно понимают сложные выражения. Все эти особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста помогают им стать более грамотными и уверенными в общении с окружающими. Развитие связной речи является важным этапом в языковом развитии ребенка и требует поддержки и стимуляции со стороны взрослых.

Основными факторами, влияющими на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, являются:

  1. Речевая среда. Ребенок должен находиться в условиях, где он постоянно слышит связную речь со стороны взрослых и сверстников. Взрослые должны разговаривать с ребенком на уровне его понимания, использовать сложные конструкции, придерживаться грамматических правил.
  2. Частота и разнообразие коммуникации. Чем чаще ребенок общается, тем лучше развивается его связная речь. Он должен иметь возможность обсуждать интересующие его вопросы, рассказывать о своих мыслях и переживаниях.
  3. Игровая деятельность. Игра — это отличный способ развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста. Они могут играть вместе с другими детьми, задавать и отвечать на вопросы, выражать свои желания и предпочтения.
  4. Работа над словарным запасом. Чем больше слов ребенок знает, тем легче ему будет строить связные предложения. Важно постоянно расширять словарь ребенка, помогая ему узнавать новые слова и их значения.
  5. Развитие мышления. Для формирования связной речи необходимо развивать логическое мышление ребенка. Задания на классификацию, сравнение, анализ и синтез помогают развивать навыки логического мышления и способствуют развитию связной речи.

Для эффективного развития связной речи необходимо знать особенности возраста ребенка и применять подходы, которые наиболее эффективны для данного возраста. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и необходимо учитывать его особенности и потребности.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является важной психолого-педагогической проблемой по нескольким причинам:

  • Коммуникация: Связная речь позволяет детям эффективно выражать свои мысли и идеи, а также понимать и адекватно реагировать на коммуникацию других людей. Это важное навык для общения с окружающим миром, построения отношений с другими детьми и взрослыми.
  • Академический успех: Речевые навыки сильно связаны с успехами в учебе. Дети с развитой связной речью лучше справляются с заданиями по чтению и письму, легче усваивают новый материал и успешно адаптируются в школьной среде.
  • Когнитивное развитие: Развитие связной речи способствует развитию мышления, внимания, памяти и других когнитивных процессов у детей. Они учатся структурировать свои мысли, логически аргументировать свои идеи и рассуждения, а также развивают свою эффективность в обучении.
  • Социальная адаптация: Дети с хорошо развитой связной речью чувствуют себя более уверенно и успешно в социальных ситуациях. Они могут лучше понимать и уважать точку зрения других людей, адаптироваться к новым группам и окружениям, а также решать конфликты в конструктивный способ.
  • Эмоциональное благополучие: Когда дети могут ясно и адекватно выразить свои чувства и эмоции, они имеют больше возможностей для самовыражения и общения с окружающими. Это помогает им развивать положительное отношение к себе и миру вокруг, а также более успешно решать эмоциональные проблемы.

Из опыта работы в нашем детском саду, применяются различные методики и подходы. Они включают в себя игровые упражнения, речевые упражнения, работу со словами и предложениями, а также чтение, разговоры и диалоги. Часто используется также развитие слухового восприятия, памяти и внимания, так как они играют важную роль в формировании связной речи.

Одним из основных моментов в работе с данной проблемой является постепенное увеличение сложности упражнений и задач, построение цепочки изучаемых навыков и умений. Это позволяет детям постепенно развивать связную речь, совершенствовать ее и достигать новых результатов.

Также очень важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитывая его индивидуальные особенности развития, уровень речевых навыков и мотивацию, мы стараемся подобрать оптимальные методы и задания, чтобы максимально эффективно развивать связную речь у каждого ребенка. В работе с проблемой развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста также важно активно включать родителей. Мы проводим консультации с ними, рассказываем о методиках работы и домашних заданиях, которые можно выполнять, чтобы поддерживать и усиливать достигнутые результаты.

Таким образом, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста является значимой психолого-педагогической проблемой. Необходимо создать благоприятные условия для развития связной речи, включая речевую среду, игровую деятельность, работу над словарным запасом и развитие логического мышления.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  2. Алферов А.Д. Психология развития школьников, Ростов-на Дону: изд-во «Лабиринт Пресс», 2005. 233 с.
  3. Бабнева В.М. Роль связной речи в успешности обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2012. № 16. С. 110-111.
  4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: ЮНИТИ-ПРЕСС, 2010. 129 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 34 (350) выйдет
15 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год