Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для молодых педагогов «Игровые педагогические технологии для развития речи дошкольников».
Развитие речи у детей
Автор: Мальцева Ольга Сергеевна Пищулина Светлана Сергеевна Александрова Ирина Александровна   
24.02.2025 17:21

Мастер-класс для молодых педагогов «Игровые педагогические технологии для развития речи дошкольников».Мастер-класс для молодых педагогов «Игровые педагогические технологии для развития речи дошкольников».

Учитель – логопед и учитель- дефектолог встречает встречают педагогов в зале.

Организационный момент (3 минуты)

Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

 Скачать конспект

Хором, быстро отвечайте.

Он слон – она …

Он лось – она …

Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

Он морж – она …

Он заяц – она …

Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

Он тигр – она …

Он осел – она …

Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

Сегодня нам бы хотелось поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в речевом развитии детей.

Девиз нашего мастер-класса: Послушай — и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

сделай — и ты научишься!

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” — так сказал В. А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте-это игра.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса.

Сегодня мы расскажем вам, как организовать игровую деятельность детей. Итак…

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Итак, по сигналу колокольчика мы превращаемся с вами в детей!

(звон колокольчика)

А поедем мы на автобусе. Проходите, присаживайтесь. (В стороне стоят стулья – имитация автобуса) и повторяем движения за мной!

Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим».

Приехали Остановка «Игровая»

Установить контакт с детьми и стимулировать речевую активность ребёнка помогают:

  • Игрушки.

Игра с собачкой

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Мы собачку приглашаем

С нею дружно поиграем.

Собачка "здоровается" с каждым малышом, а малыш произносит своё имя;

Собачка "просит" детей показать глазки, носик, ручки, похлопать в ладоши, "спрятаться" (закрыть ладошками глазки) и т.д.

  • Потешки.

Потешки доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм. Чтение потешки создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Особенно радует ребенка, когда педагог, читая текст, называет его имя.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка (Танечка, Сашенька, Оленька...) пойдёт,

Через киску упадёт.

  • *****

Ой, качи, качи, качи,

К нам приедут торгачи

Станут детку покупать,

Мы не будем продавать.

Детку (Петю, Таню, Олю...) мы не отдадим,

Детка (Петя, Таня, Оля...) нам нужна самим.

  • *********

Водичка, водичка!

Умой (Кате, Диме...) личико!

  • *********

Чики, чики, чикалочки,

Едет Ваня (Саша, Петя...) на палочке,

А Дуня (Катя, Маша...) в тележке

Щёлкает орешки.

  • ********

Катя, Катя маленька

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!

В это же время мы начинаем работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, развитием навыков звукоразличения, над правильным дыханием.

Технология развития артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика в этот период проводится со всеми детьми без зеркал и направлена на развитие подвижности языка, губ, щёк, нижней челюсти. Выполняются динамические упражнения: «Лошадка скачет», «Качели», «Мышка бежит», «Часики», «Пошлёпать язычок», «Лопающиеся пузырьки» и некоторые статические: «Иголочка», «Трубочка», «Блинчик». (Используются картинки и игрушки).

Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания.

В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани, а, кроме того, в работу включаются и легкие, и диафрагма, и правильное дыхание.

  • А – а!

Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой!

А – а…!

Поём и я, и ты,

Упражнения просты:

А – а…!

  • У – у! – сказала, ежась, Зина.

Ну, зимой и холодина!

У – у!

Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «у – у – у!»

  • О – о – о!

Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О – о – о!

  • Вот гогочут громко гуси

В огороде у бабуси: га – га – га, га – га – га!

  • «И – го – го!» — заржали пони,

Им в конюшне вторят кони:

«И – го – го, и – го – го!

Мы несемся: о – го – го!»

  • «Муууу, молока кому?»
  • «Ко – ко – ко, не ходите далеко!»

Технология формирования навыков звукоразличения.

Различение звуков, издаваемых за ширмой: колокольчик, резиновая игрушка, погремушка, счётные палочки, шуршание бумаги и т.д.

Прежде чем издавать звуки за ширмой, мы знакомим детей с тем, какой предмет или игрушка как звучит.

Цель: развитие слухового внимания.

Технология формирования правильного дыхания.

1. Дутьё на кораблики (листики, лепестки цветов), плавающие в воде.

Я кораблик смастерил, Я подую на кораблик,

По воде его пустил. Чтоб поплыл он по воде,

Ты плыви, кораблик мой, Чтоб загадки, игры, сказки

А потом вернись домой! Он привёз нам поскорей!

Р. Бикметова

2. Дутьё на паутинки.

Пау – пау – паучок,

Паутиновый бочок,

Паучок то вверх, то вниз ползёт,

Паутинку он плетёт.

Паутинка так тонка –

Улетит от ветерка

Цель данных упражнений: развитие длительного плавного выдоха

3. «Приятный запах» (понюхать цветочки).

Я понюхаю цветочек -

Как он пахнет хорошо,

Подарю цветочек маме

И порадую её

Постепенно учим деток плавно, медленно набирать воздух через нос не поднимать при этом плечи.

Цель: развитие глубокого вдоха.

Технология развития мелкой моторики. Пальчиковые игры.

Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «Кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишья – смена рук.

«Котенок-глупыш».

Кусается сильно котенок-глупыш,

2 3 4 5

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

5 4 3 2

Но я же играю с тобою, малыш,

2 3 4 5

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

5 4 3 2

Цель: массаж или самомассаж подушечек пальцев.

Игра «Веселые платочки» (текст И. Грантовской)

Для игры необходима яркая коробка с отверстиями. Помещаем в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези – отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей. Обращаем внимание детей на коробку и предлагаем каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, хвалим его, радуемся вместе с ним. Предлагаем поиграть с платочками. Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Поём и выполняем движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.

- Вот платочки хороши!

(стоя на месте и протянув вперед руку, размахивает платочком)

Мы попляшем, малыши.

Ты, платочек, покружись,

(кружится держа платочек в поднятой руке)

Всем ребятам покажись.

Я платочком помашу

(взмахивает платочком, стоя на месте)

И с платочком попляшу.

Ты, платочек, покружись,

(кружится)

Всем ребятам покажись.

Нет платочков, ай – ай- ай.

(прячет платок за спину, поворачивая голову вправо- влево)

Где платочки, угадай?

Ты, платочек, покружись.

Всем ребятам покажись.

Вот платочки хороши!

Цель: обучать детей действовать с предметами ближайшего окружения и игрушками.

Затем малыши садятся на ковёр, кладут платочки рядом, просим собрать одной ладошкой платочек, чтобы он весь уместился в кулачке:

Соберём мы платочки в мягкие комочки.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Приехали. Остановка «Искалкино»

(На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)

Проходите, присаживайтесь за столы.

Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

  1. стол: слон — стол — сумка — карандаш
  2. стол: книга — кошка — портфель — компас
  3. стол: обруч — тетрадь — ослик — облако
  4. стол: утка — улитка — ухо — собака
  5. стол: лук — лиса — рак – ландыш

Какие вы молодцы!

Уважаемые коллеги, как вы считаете, какие игры самые полезные, универсальные?

Предполагаемые ответы:

Все игры полезны и нужны в работе педагога

Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, для детей, способствует эффективности речевому развитию.

Словесная игра создаёт условия для активности всех играющих,

  • «Съедобное – несъедобное»
  • «Скажи наоборот»
  • «Кто где живёт?»
  • «Узнай на вкус»
  • «С какого дерева лист?»
  • «Узнай по голосу животного»
  • «Угадай, про кого расскажу»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Угадай, что в мешочке»
  • «Доскажи словечко»
  • «Угадай по запаху»
  • «Когда это бывает?»
  • «Чей хвост?»
  • «Четвертый лишний»

Разминка для ума — Блиц-вопросы.

Отвечаем быстро. – Кто на себе дом носит? (улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (лось)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятел).

– Какое животное называют “кораблём пустыни” (Верблюд)

Шуточная игра «Концовки обманки». Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

  1. Знает девочка любая, что морковка …… (голубая, оранжевая).
  2. Белым снегом все одето, значит, наступает … (лето, зима).
  3. Ночью каждое оконце слабо освещает … (солнце, луна).
  4. Облетели листья с клена, стал он к осени … (зеленый, голый).
  5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось … (два, три).
  6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно … (четыре, пять).
  7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу … (баран, дятел).
  8. На заборе поутру, кукарекал … (кенгуру, петух).
  9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте … (петух, филин).
  10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает … (корова, обезьяна).
  11. На болоте во весь дух, громко квакает … (петух, лягушка).
  12. Слышала вся улица, как мычала … (курица, корова).

Рефлексия

«Дерево творчества».

По окончании мастер-класса педагогам предлагается прикрепить на

деревелистья, цветы, плоды (вырезанные из бумаги)

Плоды –мастер-класс прошёл п полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

Подготовили учителя-логопед: Мальцева О.С., учитель- логопед: Пищулина С.С.;

Учитель-дефектолог: Александрова И.А.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год