Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Пересказ литературных произведений в детском саду (памятка для воспитателей)
Развитие речи у детей
Автор: Приварина Жанна Анатольевна Кузнецова Татьяна Викторовна   
30.08.2024 03:27

Пересказ литературных произведений в детском саду (памятка для воспитателей)Пересказ литературных произведений в детском саду (памятка для воспитателей)

  • Приварина Жанна Анатольевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории,
  • Кузнецова Татьяна Викторовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории,

МБОУ СОШ № 2 г. Озёры

1. Требования к литературному тексту для пересказов:

  • полноценное и доступное содержание
  • близок к жизненному опыту ребенка
  • четкая композиция
  • ярко выраженная последовательность действий
  • простой, но богатый язык
  • небольшой размер
  • мотивы поступков понятны детям
  • воспитательное значение.

2. Язык произведений

  • с доступным детям словарем.
  • с небольшими короткими и четкими фразами.
  • с отсутствием сложных грамматических форм.
  • с несложными формами прямой речи.
  • с наличием ярких и точных определений.
  • с ярко окрашенными выразительными средствами языка.

Обязательное требование к языку произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

3. Грамматическая структура произведений

Для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры.

Для пересказа надо предлагать такие произведения, в которых описания не совпадают с моментом особенно сильного сюжетного напряжения.

4. Требования к размеру текстов

При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:

  • если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя
  • в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения.

Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

5. Требования к организации занятий по пересказу

Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.

Произведения, предназначенные для пересказа, необходимо читать всей группе, беседу проводить тоже со всей группой. Если текст оказался для этой группы детей сложным и в целом недостаточно разобран, его следует поручить пересказать тому, кто хорошо это делает. В дальнейшем воспитатель повторно может предложить всей группе пересказать текст, но предварительно надо прочитать его еще раз.

Количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов (примерно 5–7 детей).

На занятиях по пересказу следует добиваться, чтобы успехи делал каждый ребенок.

6. Обследование пересказа прослушанного текста

После чтения рассказа проводят беседу по его содержанию. Далее предлагают повторное слушание рассказа, и только после этого ребенку дают вопросный опорный план, ориентируясь на который тот должен пересказать текст.

При обследовании пересказа прослушанного текста выявляют:

  • насколько полно ребенок может воспроизвести литературный образец в устной речи
  • как понял ребенок содержание рассказа
  • как ребенок запомнил и передал последовательность изложения
  • каковы его речевые умения.

7. Влияние пересказа на мыслительную деятельность дошкольников

Благодаря развитию логической памяти формируется и последовательность мышления. Если работа по пересказу художественных текстов ведется систематически, то к концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения, а также к пропускам существенного.

В тесной связи с мышлением развивается речь детей, они активно овладевают родным языком. Словарный запас становится богаче, ведь при пересказе дошкольники стремятся подобрать более точное слово, сравнение, ярко рисующее образ. Реже встречаются грамматические ошибки.

Внимание детей постепенно становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается произвольное внимание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год