«Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи у детей дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ришко Екатерина Игоревна Шавалдина Юлия Александровна Ежкова Елена Николаевна | |||
16.11.2024 21:59 | |||
«Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад No 59» Разработчики: Воспитатели подготовительной группы
Г. Череповец, 2024 г. Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, трудно выучить наизусть стихотворение, пересказать услышанный рассказ взрослого. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.
Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Проявление речи ребёнка наиболее ярко выступает в игре и через игру. Существует двусторонняя связь между речью и игрой: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра способствует развитию связной речи самым естественным образом, в игре дети последовательно и связно излагают свои мысли, учатся преодолевать стеснение. Рассмотрим, какие игры, и игровые упражнения в своей практической работе использую я с целью развития речи дошкольников: 1. Пальчиковые игры — представляют собой некую инсценировку стишков, потешек, небольших сказок. Детям очень нравится играть в «Мы капусту рубим, рубим...», «Ладонь, кулак ты тоже делай так!», «1, 2, 3, 4, 5 мы во двор пошли гулять...», «Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка...», «Я купила творог, сахар и муку...». В этих играх мы решаем проблему развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей через развитие речевых центров в ЦНС. Для пальчиковой гимнастики должен быть центр с специальными мячиками, колечками для активации нервных окончаний на пальцах. Вместе с тем желательно воспроизводить сопроводительные тексты. 2. Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Эта гимнастика подойдет всем детям (Ведь никто не откажется, поиграть в обезьянку и немного покривляться), а так же очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка). Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком...» Сначала упражнения проводим медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению. Есть готовые схемы проведения артикуляционной гимнастики. 3. В подвижных играх ( «У медведя во бору», «Тише мыши, кот на крыше», «Как на Сашины именины...», «Лохматый пес», «Гуси, гуси!» и т.д.) Перед началом игры используем считалочки (Сидит белка на тележке, Плыл по морю чемодан, и т.д.), которые, в свою очередь, способствуют развитию ритмичности произношения, вносят элемент занимательности, привлечения внимания детей и активно дополняют речевой материал, вызывают и эмоциональный отклик у дошкольников. 4. Особую роль в становлении будущего человека играют сюжетно- ролевые игры. Здесь дети учатся распределять роли между собой, согласовывать свои действия друг с другом, строить сюжетную линию. Игры в артистов, в магазин, игра в поликлинику, игра в кафе учат строить монологическую грамотную речь, с использованием сложных предложений, связок между предложениями, придерживаться заданной темы повествования. А, кроме того, способствуют раскрепощению и умению выступать публично, эмоционально, выразительно. 5. Настольно-печатные игры, как фабричные (Лото «животные и растения», сортеры «Разложи по группам», «Профессии», «Одень куклу на прогулку») так и сделанные собственными руками. Играя группами, никак не обойтись без умения договариваться о соблюдении правил игры и очерёдности, умении правильно называть картинки, классифицировать их. Дети с интересом играют в игры с прищепками, игры на липучках: «Кто что ест», «Чья тень», «Транспорт», «Кто где живет». 6. Дыхательная гимнастика в игровой форме радостно и с удовольствием приветствуется детьми любого возраста. Цель – формирование у детей правильного вдоха и выдоха. Без игрового момента она скучна и непонятна дошкольникам. Но, стоит предложить им поиграть в дровосека, и вот они уже делают вдох носом и сильный выдох ртом. Или, например, пытаются силой выдыхаемого воздуха загнать гол в ворота друг другу, играя в аэрофутбол или помогают взлететь бабочке. 7. В работе с детьми по речевому развитию в ДОУ используются мнемотаблицы. Этот метод подойдет для всех возрастов. Технология мнемотехники развивает все виды памяти, образное и логическое мышление, смекалку, внимание; развивает умение устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей раннего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. То есть можно сто раз повторить ребенку стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Мы используем мнемотаблицы, как дидактический материал в работе по развитию связной речи детей (для обогащения словарного запаса, при пересказывании сказок, при заучивании стихов, при описании животных, времени года). Папка с мнемотаблицами находится в центре книги, где дети после образовательной деятельности, в свободное время с удовольствием рассматривают ее и самостоятельно проговаривают стихотворения, сказки и описания, закрепляя пройденный материал или повторяя его. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. 8. Физминутка. Разработано множество упражнений-разминок с речевым сопровождением, слова стихотворений сами подсказывают движения рук ( «Летит по небу самолет...», «У оленя дом большой» и т.д.). Для согласованности слов с движениями требуется развитие внимания и памяти. 9. Еще одна технология, которая может помочь на занятиях по развитию речи – это куклотерапия. Кукла становится участником занятия. С ее помощью в игровой форме дети обучаются речевой технике, незаметно исправляются ошибки в речи, т.к. замечание делается не ребенку, а его кукле. Куклы помогают вызвать положительные эмоции или ослаблять нервное напряжение у детей, кукла становится «собеседником». Она концентрирует на себе внимание ребенка и помогает свободно вступать в речь, дает возможность почувствовать себя раскованно, побуждает к активным действиям и речи. С помощью кукол могу варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях. При игре с куклой невозможно играть молча. Ребенок придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает куклу, проговаривает ее переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации куклы и старается говорить правильно и отчетливо. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре — слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией. При использовании куклотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к творчеству. 10. Дидактические игры (Чьи детки, разложи по группам, назови одним словом, отгадай загадку, продолжи рифмовку, опиши предмет, «Горячий- холодный» и т.д.) 11. Сказкотерапия. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
|