ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Хорохова Оксана Валерьевна | |||
07.12.2024 18:16 | |||
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП» МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» г. Лесосибирск Красноярский край Учитель – логопед Хорохова Оксана Валерьевна Цель: Закрепление знаний детей через дидактическую игру «Речевой калейдоскоп». Задачи:
Оборудование: круг – калейдоскоп, разделённый на 5 секторов, кубик, цветные фишки, колода карточек на каждом секторе. Последние годы в детские дошкольные учреждения поступает всё больше детей с теми или иными тяжёлыми нарушениями речи. Всё больше детей имеют сочетанные нарушения, которые требуют комплексной коррекции. Желание помочь таким детям сподвигло меня на создание эффективной дидактической игры «Речевой калейдоскоп», которую я активно использую в своей работе с детьми с ТНР. Игра очень нравится детям. Она построена по принципу игр-ходилок с добавлением речевых заданий.
Данная игра уникальна тем, что развивает речь детей сразу в 5ти направлениях – развивает звукопроизношение, фонематические процессы, грамматику, связную речь, словарь. В игре 5 секторов:
Ход игры В игре могут принимать участие от 2х до 5 игроков. Игроки выбирают себе фишку и ставят возле одной из 4х колод карточек. Для определения очередности хода бросают кубик. Первым ходит тот, у кого выпало наибольшее количество очков, далее ход переходит к следующему по часовой стрелке игроку. Игроки передвигаются по полю на такое число ходов, которое выпало на кубике. Правильно ответивший игрок забирает карточку себе. Побеждает тот игрок, кто набрал больше всего карточек. СЕКТОР 1 «СЛОВАРЬ». Задания направлены на развитие словаря предметов, признаков, действий. В данном секторе следующие виды заданий. А) Назови одним словом следующие предметы:
Б) Назови «4-ый лишний» предмет:
В) Назови детёнышей животных:
Г) Объясни зрачение предмета: пылесос, холодильник; Д) «Кто, что делает?»: что делает повар, учитель, врач, почтальон. Е) Назови музыкальные инструменты (5 штук) Ж) Назови грибы (профессии, рыб, цветы, насекомых, строительные инструменты, головные уборы, школьные принадлежности, ягоды, деревья, части чайника, части стула, стола). З) «Назови части стула, стола, чайника, куклы». СЕКТОР 2 «РАССКАЖИ». Задания направлены на развитие навыков связной речи. В данном секторе следующие задания: А) «Продолжи историю» Б) «Опиши предмет» В) «Разложи правильно картинки и составь рассказ по серии картинок» Г) «Составь рассказ по картинке» Д) «Перескажи, что запомнил» Е) «Расскажи, чем ты занимался летом?» Ж) «Расскажи сказку «Репка». З) «Расскажи сказку «Красная шапочка» от лица волка. СЕКТОР 3 «СЛУХАЧИ». Задания направлены на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. В секторе представлены следующие задания. А) Игра «Хлопни в ладоши на звук «» Б) «Собери слово» В) «На звук «С» присядь на корточки, на «Ш» хлопни над головой. Г) «Назови первый (последний) звук в слове» Д) «Закончи слово» Е) «Замени первый звук в слове на звук «» Ж) «Рифмушки» (срифмуй конец слова). СЕКТОР 4 «ГРАММАТИКА». Задания направлены на развитие грамматического строя речи. В секторе представлены следующие задания. А) «Один – много» (в им. п и род. п) Б) «Какой, чей?» В) «Посчитай, сколько?» Г) «Назови как можно больше слов на вопрос: «Какой»? Д) «Назови ласково» Е) «Исправь предложение» Ж) «Предложение рассыпалось. Собери». СЕКТОР 5 «ПРОИЗНОШЕНИЕ». Задания направлены на проговаривание с целью закрепления поставленного звука. Для автоматизации звука даны слоги, слова, словосочетания, предложения на звук, который поставлен у ребёнка и которые нужно правильно проговорить. Уверена, что игра будет хорошим подспорьем в работе над развитием речи детей. Рекомендую добавить игру «Речевой калейдоскоп» в свою педагогическую копилочку.
|