Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Деньги. Монеты. Купюры. Пластиковые карты.» в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте 5-6 лет с нарушениями речи.
Развитие речи у детей
Автор: Колесникова Юлия Леонидовна   
19.12.2024 14:50

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Деньги. Монеты. Купюры. Пластиковые карты.» в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте 5-6 лет с нарушениями речи.Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Деньги. Монеты. Купюры. Пластиковые карты.» в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте 5-6 лет с нарушениями речи.

Подготовила: Колесникова Юлия Леонидовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» г. Курска.

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей, развитие связной речи и лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.
  • Закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.
  • Научить различать монеты, банкноты, пластиковые карты.

Скачать конспект

Развивающие:

  • Обогащать активный словарный запас и познакомить с понятиями: монета, купюра, банкнота, пластиковая карта, рубли;
  • Закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
  • Закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
  • Закреплять умение согласовывать слова в предложении.
  • Закреплять умение составлять связный рассказ-описание с опорой на мнемотаблицы;
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Стимулировать интерес к изучению мира финансов.
  • Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, пласти-ковыми картами.

Материал и оборудование: кукла Буратино, шкатулка, деньги (моне-ты, банкноты), пластиковые карты, мнемотаблица для составления рассказа про деньги, ноутбук, презентация, листы бумаги, цветные карандаши, мяч.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас видеть, вы все улыбаетесь, значит у вас хорошее настроение. (Раздается стук). Ой, кто-то еще к нам идет. Ребята, к нам в гости пришел Буратино, давайте поздороваем-ся (детиздороваются). Буратино принес нам какую-то шкатулку.

2. Основная часть

Буратино (говорит за героя логопед): Здравствуйте, ребята! Я принес вам шкатулку, которую мне дал мой папа Карло. Только ее у меня хотят отнять кот Базилио и лиса Алиса, а я даже не знаю, что там лежит, и открыть эту шкатулку у меня никак не получается.

Логопед: Не волнуйся, Буратино, наши ребята сейчас тебе помогут открыть шкатулку. Приготовили свои ручки и выполняем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

На двери замок-чудак. Не открыть его никак.

(пальцы сцеплены в замок)

Я его и так, я его и сяк, я его туда, я его сюда.

(несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)

Не открою никогда!

(выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок»)

Вынул связку я ключей — ну-ка, ключик, поскорей!

(энергично встряхивать кистью одной руки)

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.

(поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой)

Этот ключик — от сарая. (поднять большой палец вверх)

Вынул связку я другую.

Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,

Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.

(те же движения выполнить другой рукой)

Этот ключик — повертели, покрутили,

Постучали и открыли. (развести руки в стороны)

Ребята, у нас получилось!!! Буратино, посмотри, мы открыли твою шкатулку, а тут загадка. Давайте ее отгадаем

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги).

Правильно ребята, это деньги.

Буратино: А что такое деньги, может кто-то не знает? Зачем они нужны?

Ответы детей.

Логопед: Молодцы, ребята, вы все правильно говорите. Сейчас нам Фиксики подробно расскажут, что такое деньги. (Смотрят мультфильм Фиксики — О деньгах _ Fixiki)

Итак, деньги – это всеобщее платежное средство. Они нам нужны:

  • для покупки продуктов питания
  • для оплаты бытовых услуг
  • для оплаты развлечений (логопед уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)
  • для оплаты услуг (уточнить, каких именно)
  • для оплаты проезда на транспорте

-для покупки подарков.

Буратино, ребята правильно объяснили, что такое деньги?

Буратино: Да, молодцы ребята, все правильно.

Логопед: Буратино, а Папа Карло как раз положил в твою шкатулку немного денег. Наверно, поэтому Алиса и Базилио хотели ее у тебя отнять.

Можно мы все вместе посмотрим.

- Это что такое? Правильно, монеты.

Давайте расскажем, какая она монета? А помогать нам будут картинки-символы (мнемотаблица на доске)

Дети дают характеристику монете, опираясь на картинки-символы, которые им показывает логопед.

Дети: Круглая, металлическая, твердая, гладкая, тяжелая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Логопед: — У каждой страны есть свои деньги, и они называются по-разному. Это монеты нашей страны. Как называется наша страна? (Россия). А как называются деньги в нашей стране? (Рубли)

Логопед: — Ребята, посмотрите, какие монеты вы знаете? (Один рубль, два рубля, 5 рублей, 10 рублей. Дети называют монеты разного достоинства, логопед демонстрирует данную монету всем детям.)

Правильно, молодцы. На каждой монете написана цифра, которая обозначает, сколько это рублей.

Согласование числительных с существительными:

Логопед: И сейчас мы поиграем в игру, мы будем деньги считать. Я буду кидать мяч и называть цифру, а вы мне будете говорить сколько это рублей или монет.

Считаем рубли: 1…рубль, 3… рубля, 10… рублей, 100… рублей, 4 рубля…

А теперь посчитаем монеты: 1 …монета, 4… монеты, 8… монет, 50… монет

Логопед: Смотрите, у нас в шкатулке ещё что-то осталось. Давайте достанем. Логопед достаёт банкноты.

- Как можно назвать эти деньги?

- Банкноты или купюры.

- А какие они? Давайте расскажем с помощью картинок-символов. (мнемо-таблица на доске)

- Бумажные, прямоугольные, мягкие, шершавые, легкие, шуршат. (Можно продемонстрировать шуршание банкнотой)

- Ребята, банкноты тоже, как и монеты бывают разные. (Все зависит от того какая цифра на ней указана, столько рублей и стоит эта банкнота)

Логопед: Ребята, где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас вналичии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте. Ребята и ты Буратино, посмотри, вот как выглядит пластиковая карта (показать пластиковые карты).

- Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите для чего они нужны.

Ответы детей

- На пластиковых картах зачислены деньги, которые банк переводит тому, где мы этой карточкой расплачиваемся. Когда мы прикладываем карту к терминалу, с нее банк пересылает нужную сумму на этот терминал.

Буратино, давай вместе с ребятами посмотрим мультфильм «Какие бывают деньги» (Смотрят мультфильм Фиксики — История вещей — Деньги _ Образовательные мультики для детей).

Образование относительных прилагательных

Логопед: А теперь я предлагаю Вам поиграть в игру и рассказать Буратино, какие могут быть деньги. Я буду кидать Вам мячик, задавать вопрос, а вы кидать мне мячик обратно и отвечать на него.

Если банкноты сделаны из бумаги, то они какие? — Бумажные.

Если банкноты сделаны из картона, то они какие? — Картонные

Если монеты сделаны из золота, то они какие? — Золотые

Если монеты сделаны из серебра, то они какие? — Серебряные

Если монеты сделаны из металла, то они какие? — Металлические

Если монеты сделаны изжелеза, то они какие? — Железные

Если монеты сделаны издерева, то они какие? — Деревянные

Если монеты сделаны изглины, то они какие? — Глиняные.

Физминутка

Буратино: Как здорово вы справились с заданием. А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть и выполнить разминку.

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз-нагнулся, два-нагнулся. (наклоны – раз, два)

Руки в стороны развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел. (пожать плечами)

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (встали на носочки)

Логопед: Молодцы. А у нас в шкатулке, есть еще список покупок, наверно, это папа Карло попросил тебя что-то купить?

Буратино: Да. Я сам записывалто, что он говорил.

Логопед: Да, Буратино. Ты оказывается плохо учился в школе у Мальвины, и твои покупки неправильно записаны. Сейчас ребята постараются исправить твои ошибки.

Согласование слов в предложении

Логопед говорит каждому ребенку предложение, а ребенок исправляет ошибки.

В ларьке надо купить большой яблоко.

В булочной купить свежую хлеб.

На рынке купить вкусная молоко.

В киоске купить синий ручку.

В киоске купить две тетрадь.

В книжном магазине купить новое букварь.

В ателье забрать зеленая шорты.

Не забыть все это сложить в сумка.

Составление рассказа-описания с опорой на мнемотаблицу

Логопед: Молодцы ребята. А теперь давайте составим с вами рассказ о мо-нетах и купюрах с помощью картинок-помощников. Сначала мы будем про-говаривать все вместе, а потом кто-то один повторит наш рассказ.

Дети, опираясь на картинки-символы (мнемотаблица), составляют рассказ-описание о монете и о купюре.

3. Итог занятия

Логопед: Ребята, Вы отлично справились с этой работой. О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

- Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом? (Наличные день-ги).

А что такое безналичная оплата? Как она происходит и с помощью чего?

Ребята, а сейчас я вам покажу еще один мультфильм, как делают день-ги. (Смотрят мультфильмФиксики — Фикси-советы. Как делают деньги)

Ребята, мы с Вами можем сами сделать настоящие деньги?

Дети: нет.

Логопед: Правильно, ребята, настоящие деньги можно только заработать своим трудом, а самим их нарисовать нельзя. Но я Вам предлагаю помочь нашему другу Буратино. Придумайте и нарисуйте свои ненастоящие деньги для Буратино, чтобы он мог отдать их лисе Алисе и коту Базилио, обхитрить их. Они отстанут от него, а Буратино с покупками сможет спокойно вернуться домой к папе Карло.

Буратино: Здорово! Отличная идея! А перед тем, как Вы приступите к рисованию, я хочу вас угостить вот такими шоколадными монетками. (Сюрпризный момент).

Мнемотаблица. «Расскажи о деньгах».

Что это? (монета или купюра)

Какой формы?

Из чего сделана?

Какая на ощупь?

Тяжелая или легкая?

Какой звук издает?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год