Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование мнемотаблицы для развития связной речи у дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Садомова Елена Геннадьевна   
23.12.2024 16:47

«Использование мнемотаблицы для развития связной речи у дошкольников»«Использование мнемотаблицы для развития связной речи у дошкольников»

Елена Геннадьевна Садомова воспитатель МБДОУ «Детский сад № 394» г.о. Самара

Анализируя свой опыт работы по речевому развитию я пришла к выводу: у детей ограниченность детского словаря, они не владеют речевыми жанрами, отсутствует восприятие речи окружающих. Это вызвало большое беспокойство у меня как у педагога, так как речевое развитие является целостным развитием всей личности ребенка. Наблюдая за своими воспитанниками, хочу отметить, что в настоящее время у дошкольников ежедневно наблюдаю бедный словарный запас, не умеют строить слова в предложения. Педагогам и взрослым необходимо формировать у дошкольников способность грамматически верно излагать свои мысли, делится впечатлениями, рассказывать о различных событиях, пересказывать услышанные художественные произведения.

Новшество методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Задача мнемотехники – применение ее как в коллективной, так и в самостоятельной деятельности (пересказ, игра – драматизация, отгадывание загадок).

 

Что же такое мнемотехника

  • Мнемотехника — это техника развития памяти.
  • Мнемотехника — это совокупность правил, методов и приемов, которые облегчают запоминание, сохранение и воспроизведение данной информации.

Знакомить воспитанников с мнемотехникой начинаю постепенно и в игровой форме. Сначала показываю ребенку мнемоквадрат, затем мнемодорожку, а потом только мнемотаблицу. Рисунок или действие, которое нарисовано в мнемоквадрате, может обозначать одно слово, или целое простое предложение. Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате может обозначать слово, словосочетание, и глядя на них сочиняются истории. Мнемотаблицы — это дальнейший шаг за мнемодорожками. Задача таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому предстоит воспроизвести больший объем информации. Мнемотаблицы: способствуют быстрому запоминанию. Развивают основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление. Способствуют развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого. Развивают связную речь, расширяют и обогащают словарный запас. Развивают творческие способности дошкольников. Воспитанники подготовительной группы умеют самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их. У детей при творческой деятельности наблюдается развитие мелкой моторики рук.

Актуальность

В сегодняшнее время высоко возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выхода из детского сада дошкольники должны владеть определенным уровнем развития речевой активности, словарем, грамматическим строем речи, могут перейти от диалога к связному высказыванию. При работе с мнемотаблицой

Мнемотаблицы – это дидактический материал в работе:

  • При обучении составления рассказа
  • При отгадывании загадок;
  • При пересказе художественного произведения
  • При формировании правильной речи;
  • При обогащении словарного запаса.

При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих персонажей, и воспроизводят правильное построение предложения. С помощью мнемотаблиц дети отгадывают загадки, составляют рассказы — описания о предметах, об игрушках, о себе.

Как я уже говорила, мнемотаблицы помогают воспринимать текст при работе с детьми младшего возраста. Особенно важно это для воспитанников, у которых возникают проблемы с речью и слухом, им сложно концентрировать свое внимание во время рассказа вслух. Запоминать стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при пересказе можно смотреть на картинки. Такая методика придает уверенность застенчивым и робким детям, благодаря такой технике дети учатся выступать публично.

Если мы попросим дошкольника рассказать какую-либо историю, то увидим, что связного последовательного рассказа у него не получится. Ребенок делает паузы, сбивается, переключает внимание на другой объект, действие и может не закончить рассказ. И чтобы как то завершить его я вместе с ним рисую мнемотаблицу. Ребенок благодаря такой технике может построить рассказ по сюжетной линии: в его рассказе будет и начало и конец завершенного действия.

Вывод:

В результате использования мнемотаблиц:

  • Расширяются знания об окружающем мире
  • Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно
  • Заучивание превращается в игру, которая очень нравится детям.

Необходимо помнить: что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии речи дошкольника.

Список литературы:

  1. Омельченко Л. В. Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники. Издательство: Учитель, 2015 г.
  2. Полянская Т. Б. использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Издательство: Детство — Пресс, 2010 г.
  3. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников. Издательство: Феникс
  4. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство — Пресс, 2005 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год