Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План работы воспитателя в по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной группе».
Развитие речи у детей
Автор: Хабеева Раиле Рафиковна   
30.12.2024 10:06

План работы воспитателя в по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной группе».План работы воспитателя в по самообразованию «Развитие связной речи детей в подготовительной группе».

2024 — 2025г.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  • Развивать умение детей свободно общаться со взрослыми.
  • Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
  • Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины.
  • Составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
  • Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность: Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

 

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Эта тема показалась мне очень важной и интересной, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Как показала практика, дети очень любят творческий характер речевых игр, заданий и занятий, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Как педагогу мне очень хочется, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Ожидаемый результат: Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам — антонимы.

План работы с детьми на 2023 – 2024 год.

В течение года изучение информации из различных источников по теме самообразования:

  • Изучение методической литературы.
  • Обзор информации в интернете.
  • Ознакомление с инновационными методиками по теме.

Сентябрь.

  1. Проведение диагностики детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
  2. Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.
  3. Обновление уголка развития речи.

Октябрь.

  1. Внесение в речевой уголок дидактических игр на развитие связной речи, сюжетных картинок, сюжетных картинок с развитием действия, картотеки загадок об овощах и фруктах.
  2. Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов:

  • «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову
  • «Осень» (по И. Соколову-Микитову).

3. Беседы с детьми:

  • «Что я знаю о себе»
  • «Мой речевой аппарат».

Ноябрь.

  1. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
  2. Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях.
  3. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
  • «Осень».
  • «Осень в лесу».
  • «По грибы».

4. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

  • В. Сутеев «Мешок яблок»
  • В. Даль «Война грибов с ягодами»
  • р. н. с. «Вершки и корешки».

Декабрь.

  1. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
  2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме.
  3. Театрализованная деятельность:
  • Настольный театр «Зимовье зверей».
  • Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
  • Театр теней «Рукавичка».

4. Работа над интонационно-выразительным рассказыванием стихотворений к Новогоднему утреннику.

Январь.

  1. Проведение вечера загадок с детьми подготовительной группы.
  2. Развитие речи дошкольника в сказкотерапии:
  • «Зайка – зазнайка»
  • «Волшебные слова»
  • «Непослушный Ваня». (помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов)

3. Внесение в речевую зону игр и пособий на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

  • «Цветок»
  • «Заморозим ладошку»:
  • «Свеча».

Февраль.

  1. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
  2. Внесение в речевую зону дидактических игр: «Маленькие слова», «Логопедическое лото», «Маленькие истории в картинках» и др.
  3. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
  • «Играющие собаки» К. Ушинский.
  • «Сыновья» В. Осеева.
  • «Помощница» Е. Пермяк.
  • «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
  • «Торопливый нож» Е. Пермяк.

Март.

  1. Работа с загадками. Составление загадок. Обучение детей отгадыванию загадок по схемам. Разгадывание логических загадок.
  2. Составление рассказов по сюжетным картинам:
  • «Март» И. Левитан
  • «Грачи прилетели» А. Саврасов

3. Театрализованная деятельность:

  • театр на конусах «Морозко»
  • настольный театр «Бычок – смоляной бочок».

Апрель.

  1. Обучение детей сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки.
  2. Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры, проходившие в предыдущие месяцы.
  3. Изготовление книжек-малышек с литературными произведениями детей группы.

Май.

  1. Диагностика развития связной речи детей на конец учебного года.
  2. Составление отчёта по теме самообразования к итоговому педсовету.

Работа с родителями.

Сентябрь.

Индивидуальные беседы с родителями на тему «Важность связной речи для подготовки ребёнка к школе».

Октябрь.

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь.

Изготовление папки-передвижки «Учим ребёнка общаться».

Декабрь.

Информационный листок «Книжки в нашем доме».

Советы по оформлению детской домащней библиотеки.

Январь.

Конкурс «Сказка, которую я сочинил». (конкурс книжек-самоделок)

Февраль.

Изготовление папки-передвижки «Развитие речевого дыхания у детей».

Март.

Консультация для родителей «Дидактические игры для развития связной речи детей».

Апрель.

Стендовая консультация для родителей «Развитие связной речи детей в условиях семьи».

Май.

Ознакомление родителей с результатами диагностики и консультирование их по дальнейшей работе по развитию связной речи детей

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год