Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
Развитие речи у детей
Автор: Тимербаева Гульнара Робертовна   
30.12.2024 19:51

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»

  1. Формирование предметного и предикативного словаря на материале лексической темы «Зимующие птицы». Дифференциальные признаки визуально похожих предметов.
  2. Глаголы настоящего времени в единственном и множественном числе.

Цели:

  1. Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы»: узнавать на картинке, называть, знать названия частей тела птиц.
  2. Расширять глагольный словарь: учить образовывать глаголы от звукоподражаний. Формировать понимание и правильное употребление в речи глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе.
  3. Учить детей сравнивать визуально похожие предметы, видеть в предметах их разные свойства.
  4. Развивать устойчивость, концентрацию и объем внимания.

Развивать кратковременную память.

 

Оборудование: предметные картинки — кормушка, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, ворона; фланелеграф, вырезанные по контуру изображения птиц.

Словарь: существительные: сова, ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, клюв, хвост, крылья, перья, гнездо; глаголы: каркать, клевать, кормить, летать, прыгать, чирикать; прилагательные: большой — маленький, крупный — мелкий, важный, шустрый.

Ход занятия

Организационный момент.

Предварительная экскурсия воспитателя с детьми по теме «Зимующие птицы».

Упражнение «Кто прилетел к нам в кормушку?».

На фланелеграфе — картинка с изображением кормушки.

Прочитать стихотворение и по мере ответов детей выставлять на фланелеграф вырезанные по контуру изображения птиц.

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

Птицы, прилетайте,

Зерна собирайте.

Вот ворона, голубь, воробей, снегирь, синица.

Вот спасибо, детвора,

Очень вкусная еда.

— Кто прилетел к нам в кормушку? (В кормушку прилетел (а) воробей, голубь, ворона, снегирь, синица.)

— Кто знает, кто они все вместе? (Птицы.)

— В какое время года надо подкармливать птиц? (Зимой.)

— Почему? (Птицы не могут найти корм зимой.)

— Значит, это зимующие птицы.

Упражнение «Покажи и назови».

Предложить детям ответить на вопросы и показать птиц.

— Где воробей? (Вот воробей.)

— Где ворона (синица, снегирь, голубь)?

(Вот ворона. Вот синица и т.д.)

— Кто они все вместе? (Птицы.)

— Какие птицы? (Зимующие птицы.)

Педагог обводит рукой все изображения птиц на фланелеграфе.

Упражнение «Покажи и скажи, что у птиц есть».

Предложить детям дать полные ответы на вопросы:

— Где у воробья голова (клюв, крылья, лапы, хвост, перья)?

— Назови, что есть у воробья? (Голова, клюв, крылья, лапы, хвост, перья.) Основная часть.

Расширение глагольного словаря.

Упражнение «Что умеют делать птицы?».

Попросить детей подумать и ответить на вопрос:

— Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать, клевать, пить, ходить, прыгать и т.д.)

Предложить детям показать все те действия птиц, которые они назвали и за которыми наблюдали на участке.

Упражнение «Кто как кричит?».

Попросить детей ответить звукоподражанием:

— Ворона каркает как? (Кар- кар- кар.)

— Ворона что делает? (Ворона каркает.)

— Воробей чирикает как? (Чив, чив или чик- чирик.)

— Воробей что делает? (Воробей чирикает.)

— Голубь воркует как? (Гуль, гуль.)

— Голубь что делает? (Голубь воркует.)

— Синица тенькает как? (Тень, тень.)

— Синица что делает? (Синица тенькает.)

— Сова ухает как? (Ух, ух.)

— Сова что делает? (Сова ухает.)

2. Образование глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе.

Упражнение «Подумай и ответь».

Попросить детей послушать предложение, а затем ответить на вопросы: — Воробей летает, а воробьи летают.

— Что делает воробей, а что делают воробьи?

— Воробей клюет, а воробьи клюют.

— Что делает воробей, а что делают воробьи?

Затем педагог предлагает детям закончить предложение:

— Воробей пьет, а воробьи …

— Что делает воробей, а что делают воробьи?

И так далее со следующими глаголами: чирикает — чирикают,

прыгает — прыгают. Также спросите про голубя, синицу, снегиря, ворону, сову.

3. Закрепление словаря признаков.

Упражнение «Назови про кого я рассказала?».

— Маленький, серенький, шустрый.

— Кто это? (Это воробей.)

— Большая, крупная, важная.

— Кто это? (Это ворона.)

— Мелкая, маленькая, пугливая, веселая.

— Кто это? (Это синица.)

— Умный, пугливый, добрый, осторожный.

— Кто это? (Это голубь.)

4. Дифференциальные признаки визуально похожих предметов. Педагог предлагает рассмотреть рисунки и сказать, чем различаются предметы, изображенные на них.

Рисунки: воробей

— ворона; голубь

— синица.

5. Развитие внимания, памяти.

Игра «Кто улетел?».

На фланелеграфе — картинки с изображением воробья, вороны, голубя, синицы, снегиря, совы. Педагог обращается к детям:

— Посидели, поклевали птицы и стали улетать домой.

— Закройте глаза. (Убирает одну картинку.)

— Откройте глаза. Кто улетел? (Ворона улетела и т.д.)

Итог: оценка деятельности детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год