Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Значение речевого развития в среднем дошкольном возрасте
Развитие речи у детей
Автор: Абдуллаева Наргиз Фуад   
11.02.2025 22:19

Значение речевого развития в среднем дошкольном возрастеЗначение речевого развития в среднем дошкольном возрасте

Абдуллаева Наргиз Фуад Воспитатель МБДОУ д/с №1 г. Ульяновск

Аннотация: в статье рассмотрены аспекты речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Представлены рекомендации для родителей, использование которых будет способствовать речевому развитию детей 4–5-летнего возраста.

Ключевые слова: речевое развитие, средний дошкольный возраст, речевые навыки, словарный запас, опыт общения.

Речевое развитие является одним из важнейших аспектов дошкольного образования, поскольку выходит за рамки простого обучения дошкольников говорению и предполагает предоставление детям инструментария для исследования и понимания окружающего мира, коммуникации и взаимодействия сокружающим социумом.

Именно в раннем детстве речевые навыки развиваются с необычайной скоростью. Большинство детей произносят свои первые слова примерно в год, а к тому времени, когда им исполняется 4 и 5 лет, у них уже есть достаточно развитый словарный запас и они знают основные правила грамматики. По мере увеличения словарного запаса ребенка растет и его понимание и осознание окружающего мира [1].

 

Дети учатся, поглощая информацию через ежедневное взаимодействие не только с членами семьи, но и опыт общения с другими взрослыми, другими детьми и миром. При этом влияние родителей на развитие речи собственных детей достаточно значимо, по сути, они являются первыми «учителями» родного языка[2].

Если ребенок умеет эффективно общаться, у него с большей вероятностью будут формировать позитивные отношения со своими сверстниками, что повышает уверенность в себе и самооценку[3].

Ниже представлен ряд рекомендаций для родителей, которые можно использовать, чтобы поощрять детей развивать свою речь:

1. Правильный образец для подражания.

В силу того, что дети в большей степени обучаются, наблюдая и копируя значимых взрослых, поэтому нужно убедиться, что вы:

–моделируете верную структуру предложения, правильно проговариваете каждое слово и звук. Не применяете в собственной речи «детские слова» – детям в социуме необходимо использовать «взрослую версию» слов, и, если вы будете изначально называть собаку–собакой, ребенку не придется впоследствии переучиваться с «ававы» и «абаки» на общепонятную «собаку»;

– говорите четко, спокойно, не торопясь, чтобы у ребенка было время обработать полученную информацию;

–обозначайте словом свои действия и предметы вокруг. Используйте экспрессивный язык для обсуждения предметов, действий и эмоций, например: «Посмотри какая собака, она желтая, как солнышко! Еще она похожа на рыжую лису»;

–внимательно выслушивайте, когда ребенок разговаривает с вами. Не следует перебивать, когда ребенок говорит. Дайте ему возможность ответить, после предложений делайте паузы– это способствует развитию у дошкольника навыков устной диалогической речи.

2. Читайте своим детям.

Стремитесь читать ребенку книги каждый день, выделяя на это время в режиме дня, например перед сном.

Необходимо обсуждать каждую страницу, при этом важно привлечь ребенка к диалогу. Например: «Посмотри, как много запасов еды сделала белочка. Что она любит есть? А у тебя какая любимая еда?».

Вовлекайте ребенка в чтение хорошо знакомой книги, делая интонационные паузы, указывая на картинки и давать ребенку возможность рассказать дальнейший сюжет.

Наряду с любимыми книгами ребенка читайте ему книги разной тематики различных жанров, особенно по мере взросления. Необходимо обсуждать незнакомые ребенку слова. При объяснении незнакомого слова можно использовать различные детские энциклопедии, словари и т.п.

Храните книги, журналы и другие материалы для чтения там, где ребенок может до них дотянуться без посторонней помощи.

3. Разговаривайте с ребенком.

Чтобы сделать ваши разговоры еще более эффективными:

–обсуждайте с ребенком дела дня. Например, спросите своего ребенка, во что он сегодня играл. Помогите ему расширить свои ответы, спрашивая: «Почему?» и «Как?» Например, скажите: «Это хороший мост, который ты построил. Зачем ты его там поставил?»;

–обсуждайте с ребенком книги, которые вы вместе читаете. Расширяйте то, что сказал ребенок, развивая и углубляя сказанное им слово. Например, ребенок говорит «машина», можнодополнить: «Да, на этой картинке нарисована красивая красная машина. Как ты думаешь, куда она может ехать?» Давая ребенку полные предложения, вы способствуете формированию у него грамматических навыков;

–обсуждайте с ребенком телепередачи и видео, которые вы вместе смотрите.

4. Играйте с ребенком в речевые игры.

Игры – это замечательные языковые упражнения, которые доставляют детям удовольствие, при этом способствуют их речевому развитию. Например, игра «Кто я?» – детям описывается некий объект, который они должны угадать: «Это домашнее животное, у него есть четыре лапы, два уха и хвост. Он быстро бегает и умеет громко лаять».

5. Играйте с ребенком в ролевые игры.

Чтобы сделать игры еще более эффективными:

–в процессе игры можно давать ребенку простые инструкции, направленные на развитие сюжетной линии. Например: «Посади свою куклу в коляску, пойдем гулять»;

–в процессе игры поощряйте ребенка озвучивать свои действия, задавайте вопросы, например: «Что ты планируешь делать?», «Пойдем гулять. Какую одежду наденем мишке Тедди?»;

– можно предложить ребенку нарядиться его любимыми персонажамис использованием доступного реквизита и придумать собственную историю.

Чтение книг, пение, игры в слова и просто разговоры с детьми расширят их словарный запас, предоставят больше возможностей для развития речевых коммуникационныхнавыков.

Необходимо помнить, что речевое развитие служит основой для всего будущего обучения. Независимо от того, учатся ли дети решать математические задачи, понимать научные концепции или ценить искусство, их способность использовать и понимать речь улучшает их учебный опыт.

Использованная литература

[1]Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. –Воронеж: МОДЭК, 2017. –384 с.

[2]Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – URL: http: //elib. gnpbu. ru/text/scherba_ yazykovaya-sistema-deyatelnost_1974/go, 0; fs, 0/

[3]ЭльконинД. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – URL: http: //www. psychlib. ru/inc/ absid. php? absid=94361

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год