Методическая разработка «Развитие речи и творческого мышления дошкольников через проектную деятельность» |
Развитие речи у детей | |
Автор: Алексеева Ольга Николаевна | |
22.02.2025 08:27 | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО Видяево «Детский сад № 2 «Ёлочка» Воспитатель: Алексеева Ольга Николаевна 2024 г. Введение: Проблема развития речевого творчества в системе образования молодого поколения становится всё более актуальной для философов, психологов и педагогов. Общество постоянно нуждается в творческих личностях, способных активно действовать, мыслить нестандартно и находить оригинальные решения различных проблем. Развитие речевых творческих способностей тесно связано с познавательными и личностными особенностями дошкольника. Важную роль в формировании речевого творчества играет знакомство детей с литературой, фольклором и искусством, которые обогащают внутренний мир ребёнка, помогают ему понять художественные образы и выразить их в своих произведениях. Цель развития речевого творчества у детей дошкольного возраста заключается в использовании проектной деятельности. Задачи:
Развитие речи и творческого мышления дошкольников через проектную деятельность Работая над темой самообразования «Развитие речевого творчества дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой», я разработала семь проектов по знакомству детей с творчеством детских писателей: Агнии Барто, Виталия Бианки, Корнея Чуковского, Александра Пушкина, Самуила Маршака, а также русских народных сказок и произведений Эдуарда Успенского. Проект рассчитан на один месяц (30 дней). В течение года планируется реализовывать один проект, следуя разработанному плану на уровне детского сада. Участниками проекта являются дети от 2 до 7 лет, их родители, воспитатели детского сада и социальные партнёры. Проект: «Ознакомление с творчеством Э.Н. Успенского» Цель: приобщение ребёнка к чтению художественной литературы и развитие устойчивого интереса к произведениям Э. Н. Успенского. Задачи:
Содержание работы: 1 этап. Составление плана работы по ознакомлению с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Младший дошкольный возраст (с 2 до 5 лет):
Старший дошкольный возраст (с 5 до 7 лет):
2 этап. Работа с педагогами.
3 этап. Создание речевой среды в группе — оформление книжного уголка:
Содержание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах отличается в зависимости от возраста и креативности воспитателя. Лучшие книжные уголки дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают грамоты по результатам смотров-конкурсов. Это помогает создать благоприятные условия для самостоятельного развития речи у дошкольников. 4 этап. Работа с родителями:
5этап. Обобщающий. Все мероприятия 5-го этапа являются общими для всех возрастных групп: Посещение библиотеки. Ребята продолжают знакомиться с творчеством писателя. Рассматривая иллюстрации в книгах, они делятся своими впечатлениями, рассказывают об изображенном на иллюстрации эпизоде, вспоминают содержание знакомых произведений. Выставка детских работ. Выставки организуются в двух направлениях: художественное и декоративно-прикладное творчество. Цель данной деятельности — развивать у детей эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности, умение выражать своё отношение к творчеству своих сверстников и характеру образов, проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Конкурс стихов. Проводится в празднично украшенном зале, в торжественной обстановке. В конкурсе участвуют лучшие чтецы всех возрастных групп, даже самые маленькие. Проведение этих конкурсов способствует развитию художественно — речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, помогает проявить чуткость к поэтическому слову, почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Инсценировки. Инсценировки проходят в музыкальном зале, где создаётся особая атмосфера творчества и радости. Дети старших возрастных групп представляют для детей и сотрудников ДОУ инсценировки по литературным произведениям писателя. Играя заданную роль того или иного персонажа, ребёнок свободно показывает особенности поведения, движения, имитирует голос, пластику. Дети сопереживают данному действию, что стимулирует к положительным поступкам. Действия маленьких артистов побуждают зрителя к активному действию и выражению своих эмоций. Викторина. В завершении месячника проводится литературная викторина для воспитанников старшего дошкольного возраста. В занимательной форме детям предлагаются различные задания. Викторина помогает закрепить знания о творчестве писателя, способствует развитию речевому творчеству. Вывод: Творческая увлечённость, системность, планомерность в работе, дали положительные результаты. К концу проекта были получены хорошие знания, умения и навыки. Позитивные изменения в речи детей: развивалась познавательная и речевая активность, расширился словарный запас. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает книги и даёт точный ответ о произведении. Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, только слушает чтение взрослых: он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в сознании неадекватные стереотипы. К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению (чтение книг детям и детьми) не так, как хотелось бы. В ДОУ проводилось анкетирование родителей старших дошкольников «Читаете ли вы ребёнку и как часто?» и лишь 15% родителей участвуют в формировании книжной культуры детей, 60% не читают вообще. Но это не означает, что у родителей нет желания читать и рассказывать детям, многие из них не знают, как организовать домашнее чтение. Воспитание читателя способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве процесс долгий и трудный. И наша задача донести до родителей знания по литературному воспитанию детей. И только установка на доверительноеи безоценочное взаимодействие с родителями, выдержка, тактичность, наблюдательность и уважительность, помогают нам добиться необходимых успехов в данной работе. Для повышения компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой провожу следующие мероприятия:
Например, на одной из лекции рассказала о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, другие члены семьи высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребёнка. Полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий, например, у ребёнка возник вопрос: «Откуда берётся дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Чтение справочной литературы учит ребёнка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний. И самое главное – семейное чтение сближает всех членов семьи. Большую пользу приносит информационный уголок для родителей «Что мы читаем в детском саду», «Новинки детской литературы», «Какую книгу полезно прочитать вашему ребёнку», «Мы сегодня прочитали» и др. Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей «Рисуем вместе с папой», «Сказочный пейзаж», «В гостях у сказки», а также выставки поделок по художественным произведениям. Нельзя не отметить и совместную работу с родителями по созданию книжных уголков в детском саду и дома. Это «Наши любимые сказки», «Сказки нашего детства», «Сочиняем сказку» (альбомы, книжки- самоделки), выставки старинных книг и т.д. Всё зависит от творчества педагогов и заинтересованность родителей. Совместные походы в библиотеку, где проходят интереснейшие, познавательные занятия. Вывод: Родители дошкольников участвуют во всех мероприятиях, организуемых в группе. Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки, создание домашней библиотеки. Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка. Самостоятельные/ семейные походы в библиотеку. Участие в различных (городских, областных) конкурсах -чтецов. Заключение Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствовало формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества. Детские книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и обучения дошкольников. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл. Очень радует, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса по приобщению ребенка к книге, развитию речевого творчества. Мои воспитанники научились составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически строить фразы, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе. Итоги наблюдений, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети, проявляют фантазию, творчество, стали сочинять стихи, рассказы, сказки. Важно, чтобы и в дальнейшем у моих воспитанников не потерялись в будущей взрослой жизни детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека, таким, каков он есть, чтобы детство было ярким началом жизненного пути. Планируемая работа с родителями дошкольников: - Совместные с родителями театрализованные праздники и литературные викторины. -Обмен опытом на тему "Роль художественной литературы в деле воспитания дошкольников" - Ведение дневника читателя. Рассказать родителям о пользе такого дневника, где по желанию родители могли бы фиксировать наблюдения за процессом развития ребёнка-читателя: что читает, какие любимые книги. Как реагирует, слушая то или иное произведение и др., или делать совместные зарисовки. Прочитали сказку – нарисовать, что особенно понравилась или если книга понравилась, нарисовать красное солнышко. Литература
|