Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Развитие речи и творческого мышления дошкольников через проектную деятельность»
Развитие речи у детей
Автор: Алексеева Ольга Николаевна   
22.02.2025 08:27

Методическая разработка «Развитие речи и творческого мышления дошкольников через проектную деятельность»Методическая разработка «Развитие речи и творческого мышления дошкольников через проектную деятельность»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО Видяево «Детский сад № 2 «Ёлочка»

Воспитатель: Алексеева Ольга Николаевна 2024 г.

Введение:

Проблема развития речевого творчества в системе образования молодого поколения становится всё более актуальной для философов, психологов и педагогов. Общество постоянно нуждается в творческих личностях, способных активно действовать, мыслить нестандартно и находить оригинальные решения различных проблем.

Развитие речевых творческих способностей тесно связано с познавательными и личностными особенностями дошкольника. Важную роль в формировании речевого творчества играет знакомство детей с литературой, фольклором и искусством, которые обогащают внутренний мир ребёнка, помогают ему понять художественные образы и выразить их в своих произведениях.

Скачать конспект

Цель развития речевого творчества у детей дошкольного возраста заключается в использовании проектной деятельности.

Задачи:

  • развивать творческие способности, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и культуру общения и поведения в социуме;
  • развивать коммуникативные и познавательные умения детей, умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции, вести диалог, рассказывать выразительно и импровизировать;
  • воспитывать интерес, любовь к книге, произведениям художественной литературы, как источнику знаний, и бережное отношение к книге;
  • вовлекать родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе.

Развитие речи и творческого мышления дошкольников через проектную деятельность

Работая над темой самообразования «Развитие речевого творчества дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой», я разработала семь проектов по знакомству детей с творчеством детских писателей: Агнии Барто, Виталия Бианки, Корнея Чуковского, Александра Пушкина, Самуила Маршака, а также русских народных сказок и произведений Эдуарда Успенского.

Проект рассчитан на один месяц (30 дней). В течение года планируется реализовывать один проект, следуя разработанному плану на уровне детского сада.

Участниками проекта являются дети от 2 до 7 лет, их родители, воспитатели детского сада и социальные партнёры.

Проект: «Ознакомление с творчеством Э.Н. Успенского»

Цель: приобщение ребёнка к чтению художественной литературы и развитие устойчивого интереса к произведениям Э. Н. Успенского.

Задачи:

  • развивать познавательную и речевую активность, расширять словарный запас
  • формировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой
  • воспитывать в детях любовь к творчеству писателя, вызывать интерес, любознательность, отклик к произведениям.

Содержание работы:

1 этап. Составление плана работы по ознакомлению с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Младший дошкольный возраст (с 2 до 5 лет):

  • Экскурсия на выставку книг в книжном уголке.
  • Рассматривание иллюстраций (цель: развивать зрительное внимание, наблюдательность, умение сравнивать рисунки, находить сходство и отличие).
  • Составление описательных рассказов по игрушкам из произведения «Чебурашка» (учить правильно, использовать слова и фразы, развитие связной речи, активизация словаря).
  • Придумывание необычного конца к сказке.
  • Имитация движений и звукоподражание (мышка, утка и т.п.)
  • Работа над эмоциями возле зеркала (капризная, добрая, страшная)
  • Разыгрывание сценки.
  • Речевая гимнастика.
  • Драматизация сказки.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 7 лет):

  • Работа в книжном уголке «Друзья Успенского»
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Литературно — познавательные викторины в группе по книгам.
  • Небольшие пересказы.
  • Составление описательных рассказов по иллюстрациям к сказкам.
  • Придумывание необычного конца к сказке.
  • Составление письма писателю о себе «Здравствуй дедушка...»
  • Мимические этюды.
  • Работа над выразительностью движений, походки, жестов.
  • Драматизация сказки.
  • Чтение наизусть стихотворений.

2 этап. Работа с педагогами.

  • Консультации
  • Ознакомление с планом проекта.
  • Подбор литературы для каждого возраста.
  • Знакомство с биографией писателя.
  • Помощь педагогам в оформлении документов для участия в литературных конкурсах.

3 этап. Создание речевой среды в группе — оформление книжного уголка:

  1. Портрет писателя.
  2. Детская художественная литература.
  3. Иллюстрации, репродукции, открытки.
  4. Настольно-печатные и дидактические игры литературного содержания.
  5. Подбор аудио и видео материалов.
  6. Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, настольный).
  7. Детские работы по сюжету.

Содержание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах отличается в зависимости от возраста и креативности воспитателя. Лучшие книжные уголки дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают грамоты по результатам смотров-конкурсов. Это помогает создать благоприятные условия для самостоятельного развития речи у дошкольников.

4 этап. Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  2. Наглядная информация в родительском уголке.
  3. Круглый стол «Положи своё сердце у чтения».
  4. Совместные творческие задания для детей и родителей: изготовление поделок из бумаги, пластилина и рисование по произведениям Э. Н. Успенского.
  5. Помощь в пополнении книжного уголка произведениями Э.Н. Успенского.

5этап. Обобщающий. Все мероприятия 5-го этапа являются общими для всех возрастных групп:

Посещение библиотеки. Ребята продолжают знакомиться с творчеством писателя. Рассматривая иллюстрации в книгах, они делятся своими впечатлениями, рассказывают об изображенном на иллюстрации эпизоде, вспоминают содержание знакомых произведений.

Выставка детских работ. Выставки организуются в двух направлениях: художественное и декоративно-прикладное творчество. Цель данной деятельности — развивать у детей эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности, умение выражать своё отношение к творчеству своих сверстников и характеру образов, проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Конкурс стихов. Проводится в празднично украшенном зале, в торжественной обстановке. В конкурсе участвуют лучшие чтецы всех возрастных групп, даже самые маленькие. Проведение этих конкурсов способствует развитию художественно — речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, помогает проявить чуткость к поэтическому слову, почувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Инсценировки. Инсценировки проходят в музыкальном зале, где создаётся особая атмосфера творчества и радости. Дети старших возрастных групп представляют для детей и сотрудников ДОУ инсценировки по литературным произведениям писателя. Играя заданную роль того или иного персонажа, ребёнок свободно показывает особенности поведения, движения, имитирует голос, пластику. Дети сопереживают данному действию, что стимулирует к положительным поступкам. Действия маленьких артистов побуждают зрителя к активному действию и выражению своих эмоций.

Викторина. В завершении месячника проводится литературная викторина для воспитанников старшего дошкольного возраста. В занимательной форме детям предлагаются различные задания. Викторина помогает закрепить знания о творчестве писателя, способствует развитию речевому творчеству.

Вывод: Творческая увлечённость, системность, планомерность в работе, дали положительные результаты. К концу проекта были получены хорошие знания, умения и навыки. Позитивные изменения в речи детей: развивалась познавательная и речевая активность, расширился словарный запас.

Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает книги и даёт точный ответ о произведении.

Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, только слушает чтение взрослых: он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в сознании неадекватные стереотипы. К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению (чтение книг детям и детьми) не так, как хотелось бы.

В ДОУ проводилось анкетирование родителей старших дошкольников «Читаете ли вы ребёнку и как часто?» и лишь 15% родителей участвуют в формировании книжной культуры детей, 60% не читают вообще. Но это не означает, что у родителей нет желания читать и рассказывать детям, многие из них не знают, как организовать домашнее чтение.

Воспитание читателя способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве процесс долгий и трудный. И наша задача донести до родителей знания по литературному воспитанию детей. И только установка на доверительноеи безоценочное взаимодействие с родителями, выдержка, тактичность, наблюдательность и уважительность, помогают нам добиться необходимых успехов в данной работе.

Для повышения компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с детской художественной литературой провожу следующие мероприятия:

  1. Знакомлю родителей в достаточно полной мере с тем, какие события, мероприятия проходят в детском саду, чем занимаются дети; с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.
  2. Расширяю их представления о детской литературе, стараюсь научить руководить воспитанием детей как читателей, привлекаю их к взаимодействию с детским садом.
  3. Проводятся индивидуальные беседы, консультаций, лектория, участия в проводимых в ДОУ мероприятиях. Это дни открытых дверей, посещение занятий (что особенно любят родители), организации совместных праздников.

Например, на одной из лекции рассказала о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, другие члены семьи высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребёнка. Полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий, например, у ребёнка возник вопрос: «Откуда берётся дождь?». Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Чтение справочной литературы учит ребёнка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний. И самое главное – семейное чтение сближает всех членов семьи.

Большую пользу приносит информационный уголок для родителей «Что мы читаем в детском саду», «Новинки детской литературы», «Какую книгу полезно прочитать вашему ребёнку», «Мы сегодня прочитали» и др.

Особое место занимают выставки совместного творчества родителей и детей «Рисуем вместе с папой», «Сказочный пейзаж», «В гостях у сказки», а также выставки поделок по художественным произведениям.

Нельзя не отметить и совместную работу с родителями по созданию книжных уголков в детском саду и дома. Это «Наши любимые сказки», «Сказки нашего детства», «Сочиняем сказку» (альбомы, книжки- самоделки), выставки старинных книг и т.д. Всё зависит от творчества педагогов и заинтересованность родителей.

Совместные походы в библиотеку, где проходят интереснейшие, познавательные занятия.

Вывод: Родители дошкольников участвуют во всех мероприятиях, организуемых в группе. Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки, создание домашней библиотеки. Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка. Самостоятельные/ семейные походы в библиотеку. Участие в различных (городских, областных) конкурсах -чтецов.

Заключение

Систематическое и целенаправленное обращение к художественной литературе способствовало формированию книжной культуры у детей, развитию речевого творчества. Детские книги – необходимые «советчики» во всем многообразном и сложном процессе воспитания и обучения дошкольников. Книга не только развивает, учит и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные, творческие начала, она помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность, внутренний смысл.

Очень радует, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса по приобщению ребенка к книге, развитию речевого творчества.

Мои воспитанники научились составлять простые, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически строить фразы, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе.

Итоги наблюдений, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Дети, проявляют фантазию, творчество, стали сочинять стихи, рассказы, сказки.

Важно, чтобы и в дальнейшем у моих воспитанников не потерялись в будущей взрослой жизни детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека, таким, каков он есть, чтобы детство было ярким началом жизненного пути.

Планируемая работа с родителями дошкольников:

- Совместные с родителями театрализованные праздники и литературные

викторины.

-Обмен опытом на тему "Роль художественной литературы в деле воспитания дошкольников"

- Ведение дневника читателя. Рассказать родителям о пользе такого дневника, где по желанию родители могли бы фиксировать наблюдения за процессом развития ребёнка-читателя: что читает, какие любимые книги. Как реагирует, слушая то или иное произведение и др., или делать совместные зарисовки. Прочитали сказку – нарисовать, что особенно понравилась или если книга понравилась, нарисовать красное солнышко.

Литература

  1. Развитие речи в детском саду. В.В. Гербова. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  2. Развитие речи в детском саду, (вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). В.В. Гербова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  3. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 192 c.
  4. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 272 c.
  5. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 288 c.
  6. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 c.
  7. ГербоваВ. В. «Приобщение детей к художественной литературе». 2014 г.
  8. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения — М.: Просвещение, 2000г.
  9. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  10. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению. — М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  11. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
  12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. — №6.
  13. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» — М.: -2010 г
  14. Бобкова Т. И., Красносельская В. Б. «Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста» — М., 2008 г., 160с.
  15. Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей дошкольников» — М., 2003г., 234с.
  16. Ушакова О. С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» — М., 1998г., 224с.
  17. Ушакова О. С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» — М., ВЛАДОС, 2004г., 287с.
  18. Закон РФ «Образование» — М., Сиб. универ. изд., 2010 64с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год