Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Развитие речи у детей
Автор: Чумаченко Евгения Юрьевна Старченко Татьяна Сергеевна Ломоносова Зоя Викторовна   
19.05.2025 16:03

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

  • Е. Ю. Чумаченко учитель-логопед МБДОУ д/с №15 г.Белгорода,
  • Т. С. Старченко воспитатель, МБДОУ д/с №15 г.Белгорода,
  • З. В. Ломоносова воспитатель, МБДОУ д/с №15 г.Белгорода

Аннотация. В статье рассматриваются приемы использования учителем-логопедом метода наглядного стимулирования в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольной образовательной организации.

 

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; коррекционно-развивающая логопедическая работа; дети с ограниченными возможностями здоровья; организация развивающей предметной среды; диагностическое обследование; консультативная и информационно-просветительская работа; раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера: состояние неречевых психических функций: слуховое внимание; зрительное восприятие; зрительно-пространственный гнозис и праксис; состояние моторной сферы; состояние произносительной стороны речи и речевых психических функций.

В условиях внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ, актуализируется задача применения педагогами инновационных методик и приемов в образовательном процессе. Визуальное моделирование, как один из перспективных подходов, трактуется (по В.В. Давыдову) как результат комплексной когнитивной деятельности. Данная деятельность предполагает ментальную обработку сенсорной информации и формирование модели, представляющей собой обобщенное отображение существенных характеристик моделируемого объекта. [5, с.17].

Принимая во внимание особенности организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, моделирование рассматривается как эффективный метод обучения, сочетающий в себе наглядность и практическую деятельность. Он обеспечивает усвоение детьми знаний об атрибутах и латентных свойствах объектов, окружающих их явлений, а также о взаимосвязях и отношениях между ними.

[3, с.89].

Применение наглядных моделей в обучении дошкольников эффективно, поскольку соответствует природе детской деятельности. Игра, рисование, лепка и конструирование по своей сути являются моделирующими процессами. В игровой деятельности дети воспроизводят социальные отношения, а в конструировании — структуру объектов. Освоение навыков моделирования способствует развитию когнитивных функций и интеллектуальных способностей дошкольников.

Суть визуального моделирования заключается в создании наглядных заменителей изучаемых объектов, которые позволяют работать с их ключевыми свойствами. Этот метод, предложенный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной и Н.Н. Подьяковым, способствует развитию мышления у детей, предоставляя им доступные и понятные схемы и модели, раскрывающие скрытые характеристики и взаимосвязи предметов.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс использования наглядных моделей (Л. А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что визуальные модели — это форма выявления и обозначения отношений, доступная дошкольникам (Леон Лоренцо, Л.М. Хализева и др.).

Овладение ребенком внешними формами замещения и визуального моделирования обеспечивает формирование внутренних репрезентаций, позволяющих ему оперировать заместителями и визуальными моделями в уме. Это способствует пониманию вербальных инструкций, прогнозированию последствий собственных действий и формированию внутреннего плана деятельности.

Трудности в обучении детей с общим недоразвитием речи обусловлены не только нарушением всех компонентов речевой системы, но и недостаточной сформированностью когнитивных процессов, обеспечивающих речевую деятельность. Характерными особенностями их восприятия являются замедленный темп, низкая избирательность, фрагментарность и затруднения в обобщении.

Этим детям сложно изучать предметы, выделять желаемые свойства и, самое главное, обозначать эти свойства словом. Недостаточные процессы восприятия задерживают развитие всей познавательной деятельности ребенка. Это побуждает педагогов искать подходящие, актуальные и эффективные методы и приемы работы с детьми, отвечающие современным образовательным условиям и стандартам [3, с.41].

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи — это многоуровневое системное воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. С этой точки зрения визуальное моделирование может служить основой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, то есть формирование речевой системы.

Технологии визуализации способствуют одновременной активации когнитивных процессов у детей с различным уровнем речевого развития. Интеграция визуальных схем в образовательный процесс позволяет дошкольникам воспринимать речь не только аудиально, но и визуально, выделяя ее ключевые элементы. Это способствует освоению операций анализа и синтеза на основе наглядного представления информации.

Визуальное моделирование заключается в воссоздании основных свойств исследуемого объекта, создании его заменителя и работе с ним. Метод визуального моделирования позволяет детям познакомиться с графическим способом подачи информации — макетом. Метод основан на использовании заменителя (модели), которым могут быть другие предметы, реалистичные и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы. Схемы поддержки — это попытка использовать зрительную, моторную и ассоциативную память для решения когнитивных задач [4, с.33].

Процесс моделирования включает три этапа: усвоение сенсорного материала, его перевод на знаково-символический язык и работа с моделью.

Следует подчеркнуть, что метод визуального моделирования в дошкольной логопедии называется по-разному. Например, В.К. Воробьева рассматривает особенности использования данного метода в логопедической практике как метода использования сенсорно-графических схем на занятиях; Т.В. Большева — использование коллажей, Л. Ефименков — схемы для написания рассказов [3, с.13].

С другой стороны, этот метод включает в себя различные формы реализации техник визуального моделирования. Его эффективность определяется тем, что дошкольный возраст — это этап развития образных форм сознания, в котором ребенок осваивает такие образные средства, как: сенсорные эталоны, символы, знаки, схемы, модели. А использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

В развитии просодических компонентов речи применяются графические изображения простых и сложных ритмов, основных видов интонации. На этапе формирования произносительных умений и навыков используются готовые модели основных артикуляционных укладов (модели артикуляционных укладов В.М. Акименко), комплексов упражнений артикуляционной гимнастики для различных групп звуков (Е. Н. Краузе). На этапе автоматизации звука в предложении и тексте учитель-логопед использует мнемодорожки, мнемотаблицы и готовые картинно-графические планы, которые позволяют ребёнку в процессе составления рассказов и предложений сосредоточиться на отрабатываемом звуке [3, с.23].

Метод визуального моделирования, применяемый для коррекции нарушений слоговой структуры, способствует формированию у детей образного представления о слове. Использование заместителей слогов позволяет им анализировать структуру слова, определять его слоговую организацию и соотносить его с соответствующей слоговой моделью.

Для коррекции лексико-грамматического строя речи используется метод моделирования, который развивает у детей навыки анализа и систематизации языкового материала. Благодаря этому методу ребёнок учится осознанно воспринимать звучание слов, тренируется в правильном употреблении грамматических форм, углубляет понимание категории рода, выделяя существенные признаки предметов и явлений. Метод также направлен на расширение словарного запаса, освоение различных типов предложений и предложно-падежных конструкций, и развитие языкового чутья. Практически это реализуется через подбор схем к словам и предлогам, а также через составление предложений на основе предложенных схем.

[5, с.16].

В процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте метод наглядного моделирования позволяет:

  • познакомить детей с понятием «слово» и его протяжённостью
  • научить интонационно выделять звук в слове
  • называть слова с заданным звуком, находить позицию звука в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твёрдые/мягкие звуки
  • вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные
  • формировать умения и навыки анализа и синтеза слов, предложений, подбора слов к звуковой модели, учиться графически изображать предложение, обозначая количество слов в предложении, его начало и конец

- отработать навык послогового чтения.

В коррекционно-педагогической работе по развитию связной речи у детей с ОНР применение метода наглядного моделирования будет способствовать:

  • усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передаче содержания события при помощи заместителей
  • овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет

- формировать умение создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями [3, с.85].

Таким образом, метод наглядного моделирования открывает перед специалистами дошкольных образовательных организаций ряд дополнительных возможностей: использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, применение графической аналогии способствует развитию у дошкольников мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и систематизации.

Список литературы:

  1. Баранова Г.А. – Формы логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики и образования. Сборник статей Заочной научно-практической конференции. М.: Изд-во ФИРО, 2015. С.92-96.
  2. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006. 98 с.
  3. Гаркуша Ю.Ф., Кроткова Т.Н. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб., 1999. 105 с.
  4. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт. -сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. – Мозырь: Содействие, 2007. 157 с.
  5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. – Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед: науч. — метод. журнал. – 2005. – № 1. – С. 16-19.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 18 (380) выйдет
23 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год