Развитие речевой активности, инициативы и самостоятельности детей. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Гуляева Галина Николаевна Гилева Наталья Андреевна Дегтярева Марина Владимировна Карабанова Наталья Евгеньевна Суслова Ольга Владиславовна | |||
02.06.2025 15:22 | |||
Важное направление дошкольного образования, закреплённое в ФГОС ДО – это развитие речевой активности, инициативы и самостоятельности детей. Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Каждого ребёнка необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы.
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности. Существуют два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, выражает желания, планирует свои действия. Важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Некоторые методы и приёмы, которые помогают развивать эти качества у дошкольников:
Также важно создавать развивающую предметно-пространственную среду, которая учитывает индивидуальные особенности и интересы детей. В ней могут быть представлены разнообразный дидактический материал для речевого развития, мнемотаблицы, схемы для составления рассказов и другие предметы. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. В соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Принимая во внимание, что деятельность, организованная ребенком самостоятельно или с помощью взрослого разноаспектна (трудовая, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская и т.д.), то ей будут соответствовать различные сферы инициативы. Существуют четыре основные сферы инициативы:
преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); Предлагаем Вам познакомиться с разнообразием форм, средств и методов, направленных на развитие речевой инициативы и самостоятельности, которые можно использовать в повседневной жизни. Создание эмоционального настроя на речевое общение. Утро и день: Ритуалы утреннего приветствия Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Беседы Словесные игры и упражнения Речевые тренинги и упражнения. Развитие мыслительной и речевой активности, умения делать речевые выводы, умозаключения. На прогулке:
Вторая половина дня:
Здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование наглядного моделирования при составлении рассказов, ИКТ, арт-терапия, конструкторы ЛЕГО, лэпбук, виммельбухи, буктрейлеры, интеллектуальные карты, синквейны. Методы повышения речевой мотивации и активности
Таким образом, проявление детьми речевой активности следует рассматривать как условие успешного овладения речевой деятельностью, речевого общения и развития личности ребенка. Сформированность речевой активности у дошкольников влияет на установление правильных взаимоотношений в системе социального взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Процесс развития и повышения речевой активности у дошкольников обеспечивается в разных видах детской деятельности технологиями, методами и приемами, которые эмоционально стимулируют и побуждают к речевой деятельности, формируют инициативу, потребность выразить словами свои интересы, стремление высказать свою точку зрения, умение применять разнообразные речевые средства для установления контакта, др. Список литературы
|