Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речевой активности, инициативы и самостоятельности детей.
Развитие речи у детей
Автор: Гуляева Галина Николаевна Гилева Наталья Андреевна Дегтярева Марина Владимировна Карабанова Наталья Евгеньевна Суслова Ольга Владиславовна   
02.06.2025 15:22

Развитие речевой активности, инициативы и самостоятельности детей.Развитие речевой активности, инициативы и самостоятельности детей.

Важное направление дошкольного образования, закреплённое в ФГОС ДО – это развитие речевой активности, инициативы и самостоятельности детей.

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.

Каждого ребёнка необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать в связной речи. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы.

 

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности.

Существуют два основных вида речи — диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, выражает желания, планирует свои действия. Важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная.

Некоторые методы и приёмы, которые помогают развивать эти качества у дошкольников:

  • Дидактические игры. Способствуют развитию пассивного и активного словарей, коммуникативных навыков, фонематического слуха, грамматического строя речи.
  • Сюжетно-ролевые игры. В них ребёнок может воплощать в жизнь свои мечты, воображаемые действия, образы и имеющиеся знания.
  • Подвижные игры с речевым сопровождением. Развивают коммуникативные навыки за счёт озвучивания текстовой части игры, проговаривания своих действий.
  • Чтение художественной литературы. Дети участвуют в обсуждении прочитанного, высказывают свои впечатления.
  • Придумывание загадок.
  • Составление рассказов. Можно предлагать детям составлять рассказ по сериям картин, по сюжетным картинам, придумывать начало, продолжение или окончание рассказа, составлять рассказы на предложенную тему или из личного опыта с опорой на картинки, схемы, пересказ.
  • Исследовательская и проектная деятельность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.

Также важно создавать развивающую предметно-пространственную среду, которая учитывает индивидуальные особенности и интересы детей. В ней могут быть представлены разнообразный дидактический материал для речевого развития, мнемотаблицы, схемы для составления рассказов и другие предметы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по

выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. В

соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Принимая во внимание, что деятельность, организованная ребенком самостоятельно или с помощью взрослого разноаспектна (трудовая, коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская и т.д.), то ей будут соответствовать различные сферы инициативы.

Существуют четыре основные сферы инициативы:

  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование,
  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по

преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

Предлагаем Вам познакомиться с разнообразием форм, средств и методов, направленных на развитие речевой инициативы и самостоятельности, которые можно использовать в повседневной жизни.

Создание эмоционального настроя на речевое общение.

Утро и день:

Ритуалы утреннего приветствия

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Беседы

Словесные игры и упражнения

Речевые тренинги и упражнения.

Развитие мыслительной и речевой активности, умения делать речевые выводы, умозаключения.

На прогулке:

  • Минутки любования красотой природы
  • Наблюдения в природе
  • Художественное слово (используется при наблюдениях).
  • Ситуативные разговоры
  • Речевые проблемные ситуации
  • Речевые коммуникативные игры
  • Игры с речевым сопровождением

Вторая половина дня:

  • Семейные фотографии, рассматривание альбомов
  • Речевые альбомы «Копилка слов» (дети вместе с родителями рисуют мягкие, колючие, вкусные слова и т. д.)
  • Игры-фантазии
  • Игры-викторины
  • Чтение, заучивание, рассказывание, пересказ, знакомство с фольклором
  • Театротерапия (этюды, кукольный театр, драматизации, досуги)
  • Речевые тренинги
  • Развлечения
  • Телефонные минутки (обучение игровому (диалогическому) общению)
  • Решение проблемных ситуаций

Здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование наглядного моделирования при составлении рассказов, ИКТ, арт-терапия, конструкторы ЛЕГО, лэпбук, виммельбухи, буктрейлеры, интеллектуальные карты, синквейны.

Методы повышения речевой мотивации и активности

  1. Предложение интриги, тайны.
  2. Загадки, которые можно разгадывать вместе.
  3. Наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная.
  4. Позитивные реплики на высказывания детей.
  5. Просьба взрослого к детям посоветоваться, поделится опытом, сделать вывод, уточнение.
  6. Задания, позволяющие включить фантазию ребёнка.
  7. Соревновательные моменты.
  8. Игры – путешествия.
  9. Упор на желание ребёнка сделать приятное для близких (друзей, родных).
  10. Речевое общение с живыми субъектами (присутствие животных).

Таким образом, проявление детьми речевой активности следует рассматривать как условие успешного овладения речевой деятельностью, речевого общения и развития личности ребенка. Сформированность речевой активности у дошкольников влияет на установление правильных взаимоотношений в системе социального взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Процесс развития и повышения речевой активности у дошкольников обеспечивается в разных видах детской деятельности технологиями, методами и приемами, которые эмоционально стимулируют и побуждают к речевой деятельности, формируют инициативу, потребность выразить словами свои интересы, стремление высказать свою точку зрения, умение применять разнообразные речевые средства для установления контакта, др.

Список литературы

  1. А. Абсалямова. Актуальные проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста (№ 9, 2016);
  2. Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре». – М.: Издательство «Скрипторий 2003»;
  3. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);
  4. ТРИЗ-технология И.Н. Мурашковской «Сказка, отворись!» / Мурашковска И.Н. «Сказка, отворись». http: //www. trizminsk. org;
  5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.;
  6. Л. Тертищева. Театрализованная игра «Непридуманная сказка». Для детей 5–8 лет (№ 4, 2016) «Ребёнок в детском саду»;
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год