Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр |
Развитие речи у детей | |
Автор: Вишнякова Светлана Леонидовна | |
30.06.2025 06:06 | |
Актуальность: ФГОС и ФОП раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно- речевое развитие. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах, выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел влияет на дальнейшее развитие личности. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр –развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности. Для усиления работы по данному направлению поставим следующие задачи:
Форма работы:
Методы и приемы работы: Объяснение, показ, беседа, игра. Предполагаемые трудности в процессе развития речи по средствам дидактических игр:
Пути преодоления трудностей: более активное вовлечение детей в дидактическую игру, индивидуальная работа по развитию речи. Предполагаемый результат:
Выводы: Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальным взаимодействием, изучив научно-педагогический опыт, проанализировав свой опыт работы по данной теме, можно сделать вывод, о необходимости использования в работе таких методов и приемов, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем, нужно создавать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Более продуктивным видом деятельности для речевого развития детей являются дидактические игры. Дидактические игры педагоги и психологи связывают с формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, а также воспитанием воли, памяти, воображения, внимания, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности, художественным образованием и воспитанием детей. В процессе использования дидактических игр активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Дидактические игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Играя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Продолжительная работа по данному направлению помогла реализовать поставленные задачи. Родители поняли важность поставленной проблемы и пришли к выводу, что в итоге совместной работы по изготовлению и внедрению дидактических игр, повысился уровень интереса детей к познанию и произошло развитие речи. Дети стали отзывчивее и добрее, научились играть в дид. игры соблюдая правила. Кроме того, со стороны родителей появилась потребность в интересном времяпрепровождении, участия в мероприятиях детского сада. Используемые источники:
|