Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Речевое развитие детей в проектной деятельности»
Развитие речи у детей
Автор: Морева Маргарита Васильевна   
05.09.2021 19:19

«Речевое развитие детей в проектной деятельности»«Речевое развитие детей в проектной деятельности»

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе.

Взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка. Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, просмотром телепередач не по возрасту и компьютерными играми. Экранная речь становится причиной задержки развития каналов восприятия информации, необходимых для формирования психологических основ: развитого образного мышления, воображения, памяти, внимания, творческой активности. Что в свою очередь негативно отражается на речевом развитии ребенка-дошкольника.

 

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.

  1. специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты)
  2. интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям
  3. межпредметные интегрированные проекты

Проекты имеют направленность на комплексное решение трех основных задач: а) развитие свободного общения детей

б) развитие всех сторон речи

в) практическое овладение нормами речи.

Цель и задачи проектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в проекте ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение. Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого проекта.

По длительности реализации проекты могут быть краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Для речевого развития дошкольников возможно использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно-практические, исследовательские, продуктивно-творческие.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников. Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог

продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

Проектная деятельность помогает систематически расширять знания детей, обогащать и активизировать словарный запас, публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. При работе над проектом происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. В ходе проектной деятельности развивается речевая активность детей.

Морева Маргарита Васильевна воспитатель коррекционной группы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год