Формирование фразовой речи у детей раннего возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Комарова Ирина Игоревна | |||
15.07.2015 19:09 | |||
Формирование фразовой речи у детей раннего возраста. Комарова Ирина Игоревна воспитатель 1 категории Будучи воспитателем в группах раннего возраста и наблюдая за развитием речи малышей, я заметила, что темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи. Такие дети в 2.5 – 3 года говорят отдельные слова, не формируя их в словосочетания и предложения.
Развитие речи у детей, а в частности лексического запаса – одна из главных задач, которую следует реализовывать в детском саду для всестороннего развития личности ребенка. Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого: Накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. В пассивный словарь входят слова, которые дети понимают, но не говорят, а в активный – слова, которые дети произносят. Для эффективности таких игр – занятий заведите альбом, куда вклеивайте вместе со своим малышом картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Такие картинки помогут ребенку накапливать пассивный словарь и использовать его в речи. Когда взрослый говорит с ребенком о животных, не следует забывать об их детенышах. Показывайте детям больше картинок с взрослыми животными и их детенышами. У собаки – щенок. У зайца – зайчонок. У кошки — котенок. У лисы – лисенок. Старайтесь, показывая картинки детям, употреблять эти слова и во множественном числе: Щенок – щенята Зайчонок – зайчата Котенок – котята Лисенок – лисята Также учите детей употреблять слова в настоящем и прошедшем времени Зайка прыгает – зайка прыгал. Если у ребенка имеется в его словаре около 5 слов в нескольких группах, его учат объединять их в предложения. Сначала используют самые простые предложения без предлогов, например, показывая ребенку картинку со спящей куклой, взрослый говорит ребенку: «Кукла (ляля) спит». Затем используют предложно-падежные конструкции (предлоги), сначала самые простые (в, на, под), затем более сложные. Например «птичка сидит на ветке» ( «птичка на ветке»). Учите своего малыша отвечать на самые простые вопросы» Кто, что?», «Что делает?», показывая сюжетную простую картинку. При составлении предложений используйте всевозможные картинки и наглядные пособия. Когда зрительное восприятие сочетается со слуховым это всегда дает положительный результат, т.е. зрение и слух должно опираться на движение. Для детей раннего возраста – это, прежде всего, наглядность. Для этого используют стихотворные тексты с движение Стихи с движениями подарят вам радостные мгновения общения с вашим ребенком. Малыш с удовольствием будет выкрикивать коротенькие слова и жестами изображать то, о чем говорится в стихотворении. Веселые игры со стихами способствуют развитию речи и моторики (двигательных возможностей) ребенка. Вот самое простое, способное вызвать улыбку у ребенка. Солнышко. Мы проснулись, мы проснулись, (руки тянуться вверх) Вот так, вот так Новый день, новый день, С улыбкою встречает Вот какие стихи с движениями я могу предложить, когда ребенок познакомиться со сказкой «Колобок»: Колобок (стихи с движениями) Жили были дед и баба Полуприсед с выносом пятки вперед Баба тесто замесила, Движение имитирующие замешивание теста Вышел он румян, пригож «Пружинки» с поворотом, руки на поясе, Лежит на руках. И пустился наутек. Бег под музыку. Знакомить детей с лесными жителями и другими представителями живого мира, целесообразнее вот в такой стихотворной форме. Так малыши лучше будут усваивать информацию. О петушке. Рано утром петушок встает, Всем вставать пора. О медведе. Спит медведь в своей берлоге, Миша, мишенька, медведь Очень любит наш мишутка Мишка по лесу идет, О зайце. Зайка, заинька, зайчишка, О лягушке. Возле речки на опушке О лисе Лисонька-лиса в норе жила, Нужно отметить, что дети должны знать, что: Собака лает Корова мычит А петушок кукарекает. Чтобы дети правильно произносили фразу, они должен научиться правильному речевому дыханию. Любой звук мы произносим на выдохе. Ребенок иногда не умеет делать плавный речевой выдох, и мы должны ему в этом помочь. Для этого используются определенные упражнения. Вот одно из них. Листопад. Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясните детям, что осенью с деревьев осыпаются листья. Это – листопад. Предложите устроить листопад прямо в игровой комнате. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Можно закрепить листочки на ниточку. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Так, малыши быстро научаться еще и различать листья деревьев. Осенью сдувайте осенние листочки, зимой снежинки, (их можно сделать из ваты – рыхлые комочки и сдувать с ладошки), весной пусть у вас полетят бабочки, вырезанные из цветной тонкой бумаги. Это действие можно сопровождать следующей приговоркой: Бабочка голубушка, Можно вырезать из картона веточку дерева или цветочек и посадить на нее бабочку, вырезанную по контуру. В следующий раз, попросите ребенка посадить бабочку на веточку или цветочек самому. Кораблик Взрослый и ребенок делают из бумаги кораблик. Кораблик пускают в таз в водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, взрослый вместе с ребенком говорят: Самуил Маршак Кораблик Плывет, плывет кораблик, Ветер, ветер, ты могуч. В статье был использован материал из книги «Логопедия» Е.Н. Краузе.
|