Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Комарова Ирина Игоревна   
15.07.2015 19:09

Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.Формирование фразовой речи у детей раннего возраста.

Комарова Ирина Игоревна воспитатель 1 категории

Будучи воспитателем в группах раннего возраста и наблюдая за развитием речи малышей, я заметила, что темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи. Такие дети в 2.5 – 3 года говорят отдельные слова, не формируя их в словосочетания и предложения.

 

Скачать конспект

Развитие речи у детей, а в частности лексического запаса – одна из главных задач, которую следует реализовывать в детском саду для всестороннего развития личности ребенка.

Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого:

Накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. В пассивный словарь входят слова, которые дети понимают, но не говорят, а в активный – слова, которые дети произносят.

Для эффективности таких игр – занятий заведите альбом, куда вклеивайте вместе со своим малышом картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Такие картинки помогут ребенку накапливать пассивный словарь и использовать его в речи.

Когда взрослый говорит с ребенком о животных, не следует забывать об их детенышах. Показывайте детям больше картинок с взрослыми животными и их детенышами.

У собаки – щенок. У зайца – зайчонок.

У кошки — котенок. У лисы – лисенок.

Старайтесь, показывая картинки детям, употреблять эти слова и во множественном числе:

Щенок – щенята Зайчонок – зайчата

Котенок – котята Лисенок – лисята

Также учите детей употреблять слова в настоящем и прошедшем времени

Зайка прыгает – зайка прыгал.

Если у ребенка имеется в его словаре около 5 слов в нескольких группах, его учат объединять их в предложения. Сначала используют самые простые предложения без предлогов, например, показывая ребенку картинку со спящей куклой, взрослый говорит ребенку: «Кукла (ляля) спит». Затем используют предложно-падежные конструкции (предлоги), сначала самые простые (в, на, под), затем более сложные. Например «птичка сидит на ветке» ( «птичка на ветке»).

Учите своего малыша отвечать на самые простые вопросы» Кто, что?», «Что делает?», показывая сюжетную простую картинку.

При составлении предложений используйте всевозможные картинки и наглядные пособия.

Когда зрительное восприятие сочетается со слуховым это всегда дает положительный результат, т.е. зрение и слух должно опираться на движение. Для детей раннего возраста – это, прежде всего, наглядность. Для этого используют стихотворные тексты с движение

Стихи с движениями подарят вам радостные мгновения общения с вашим ребенком. Малыш с удовольствием будет выкрикивать коротенькие слова и жестами изображать то, о чем говорится в стихотворении. Веселые игры со стихами способствуют развитию речи и моторики (двигательных возможностей) ребенка.

Вот самое простое, способное вызвать улыбку у ребенка.

Солнышко.

Мы проснулись, мы проснулись, (руки тянуться вверх)
Ручки к солнцу потянулись
Здравствуй, солнышко, вставай, (руки немного развести в стороны,
Наших деток согревай! ладошками вверх)

Вот так, вот так
Наших деток согревай. (хлопать в ладоши)
Утром Машенька (имя ребенка) встает,
Глазки открывает.

Новый день, новый день,

С улыбкою встречает Вот какие стихи с движениями я могу предложить, когда ребенок познакомиться со сказкой «Колобок»:

Колобок (стихи с движениями)

Жили были дед и баба Полуприсед с выносом пятки вперед
На полянке у реки
И любили очень очень Поглаживание животика
На сметане колобки

Баба тесто замесила, Движение имитирующие замешивание теста
Колобка она слепила, лепку колобка.
В печь его поставила, Наклон вперед, руки развести в стороны.
Там его оставила.

Вышел он румян, пригож «Пружинки» с поворотом, руки на поясе,
И на солнышко похож. Руки вверх и через стороны вниз.
Он хотел остыть немножко Движения руками вправо-влево (внизу)
И улегся на окошко Наклон вперед, руки «полочкой», голова

Лежит на руках.
Не хотел он там лежать, Наклоны головы вправо, влево
Захотел он убежать. Бег на месте
Огород он пересек

И пустился наутек. Бег под музыку.

Знакомить детей с лесными жителями и другими представителями живого мира, целесообразнее вот в такой стихотворной форме. Так малыши лучше будут усваивать информацию.

О петушке.

Рано утром петушок встает,
Звонко песенку поет.
Ку-ка, ку-ка, ку-ка- реку,
Солнышко проснулось,

Всем вставать пора.

О медведе.

Спит медведь в своей берлоге, Миша, мишенька, медведь
Видит сладкие он сны. По лесу он бродит,
А когда весна придет, Ягодку – малинку ищет.
Будет по лесу гулять, землянику собирать.

Очень любит наш мишутка Мишка по лесу идет,
По лесу ходить. Мед пчелиный с собою несет.
Мед пчелиный собирать. Маленьким медвежатам
Славненьким ребятам.

О зайце.

Зайка, заинька, зайчишка,
По дорожке он бежал, прыг- скок
А потом под кустом от лисы он спрятался.
Раз, и не видно зайца.

О лягушке.

Возле речки на опушке
Квакают лягушки:
«Ква-ква-ква, да ква-ква-ква»,
Как водичка холодна!

О лисе

Лисонька-лиса в норе жила,
Своих лисят воспитывала.
Чтобы малые лисята далеко не убегали,
И маму слушались.

Нужно отметить, что дети должны знать, что:

Собака лает Корова мычит
Кошка мяукает Курочка кудахчет
Лягушка квакает Ворона каркает
Воробей чирикает.

А петушок кукарекает.

Чтобы дети правильно произносили фразу, они должен научиться правильному речевому дыханию. Любой звук мы произносим на выдохе. Ребенок иногда не умеет делать плавный речевой выдох, и мы должны ему в этом помочь. Для этого используются определенные упражнения.

Вот одно из них.

Листопад.

Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясните детям, что осенью с деревьев осыпаются листья. Это – листопад. Предложите устроить листопад прямо в игровой комнате. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Можно закрепить листочки на ниточку.

Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Так, малыши быстро научаться еще и различать листья деревьев.

Осенью сдувайте осенние листочки, зимой снежинки, (их можно сделать из ваты – рыхлые комочки и сдувать с ладошки), весной пусть у вас полетят бабочки, вырезанные из цветной тонкой бумаги.

Это действие можно сопровождать следующей приговоркой:

Бабочка голубушка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На дубовой ветке.

Можно вырезать из картона веточку дерева или цветочек и посадить на нее бабочку, вырезанную по контуру. В следующий раз, попросите ребенка посадить бабочку на веточку или цветочек самому.

Кораблик

Взрослый и ребенок делают из бумаги кораблик. Кораблик пускают в таз в водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, взрослый вместе с ребенком говорят:

Самуил Маршак

Кораблик

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой. А.С. Пушкин

Ветер, ветер, ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
И кораблик наш гони
До Волги- матушки реки.

В статье был использован материал из книги «Логопедия» Е.Н. Краузе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год