Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка “Развивающие игры для дошкольников” «играем – развиваемся»
Развивающие занятия
Автор: Иванова Мария Алексеевна   
30.12.2015 15:57

Методическая разработка “Развивающие игры для дошкольников” «играем – развиваемся»Методическая разработка “Развивающие игры для дошкольников” «играем – развиваемся»

Мария Алексеевна Иванова, педагог-психолог. Г. Москва ЮЗАО ГБОУ школа № 46 (дошкольное отделение№2).

В наше время все больше внимание уделяются современным технологиям, а именно гаджеты, смартфоны, портативные игровые приставки, планшеты, ноутбуки и другие современные устройства. Да действительно, мир развивается и необходимо научить детей овладевать новыми средствами коммуникации. Но не стоит забывать, что человек не компьютер, а живое существо, и ему присуще свои законы развития, т.е. познание мира проходит через ощущения и восприятие.

 

Скачать конспект

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Ребенок с рождения познает мир с помощью тактильных ощущений, (берет в рот, пробует на язык, трогает руками), т.е. подносит предмет к тем местам, где располагается большее количество тактильных точек (язык, губы, ладошки, пальчики).

По статистике, 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни, а еще 30% — до восьми лет, мне кажется, что особое внимание нужно обратить на детей раннего и дошкольного возраста. Как помочь не потерять желание узнавать новое, научиться искать ответы на свои вопросы? Поняв, что ребенок познает мир через сенсорные ощущения, зрительные, слуховые, тактильные и тому подобное. Изучив литературу, наблюдая за поведением детей, для себя решила, что следует обогатить у детей сенсорный опыт, предоставить им возможность самим действовать с предметами, вовлекать их в игру.

«Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренебрегают больше всего.»

«Упражнять чувства это не только пользоваться ими: это – учиться хорошо, судить с помощью их, учиться, так сказать, чувствовать; ибо мы умеем осязать, видеть, слышать только так, как научились».

Ж.Ж. Руссо

Как же это сделать? Задавала себе вопрос.

Роль педагога, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно, опытным путем, действуя с предметами познавать многогранный мир, показать оптимальные способы деятельности, создать условия освоения детьми своего личного опыта.

А если учесть, что игра является основным видом деятельности, думая над вопросом: “Что такое игра в жизни ребенка?» стала наблюдать за детьми, изучать литературу. Приняла к сведению, что «Игра и есть естественное самовоспитание ребенка, упражнение для будущего» Л.С. Выготский. В своей жизни дети очень любопытны, им интересно все, но у них еще нет достаточного опыта, знаний о назначении предметов, способов деятельности и, вследствие этого, у детей пропадает интерес. Интерес необходимо развивать и поддерживать. Об этом напоминает цитата: “Хорошо развитое любопытство ребенка — вот то, что важнее всего в процессе обучения” Бертон Л.Уайт.

На глаза попалась одна мудрая китайская пословица: “Скажи мне, и я забуду, покажи мне и, может быть, я запомню, сделай меня соучастником и я пойму”. Поэтому играть необходимо с детьми в роли партнера, показывая пример, соблюдать правила игры, устанавливать вместе с детьми свои «законы», слышать ребенка, принимать его точку зрения и т.д.

Когда встала задача помочь малышам создать инструментарий для ощупывания, познакомилась с опытом других коллег. Мое внимание привлекла сенсорная панель. Изготавливая эту панель, стремилась использовать различный (по ощущениям) материал. Учитывала его качества: мягкий – твердый; гладкий – шершавый; теплый — холодный и т.д. Для привлечения интереса постаралась создать игровые образы: щетки — машина, лисенок, мягкая метелка — хвост жар-птицы. Переживала, появится интерес у детей к этой задумке. Но, к радости, сенсорная панель вызвала необычайный интерес, как у маленьких, так и у старших дошколят. И желание пощупать и потрогать не ослабевает до сих пор, но этого мало, панель — это статический материал, его можно только потрогать и погладить, малышам это недостаточно, а старшим нужны более разнообразные действия с этим материалом. Я подумала, а что если этот материал использовать для развивающих игр, дать возможность детям, действовать с этим материалом. Изготовила карточки с рисунками геометрических форм, появились игры: “Потрогай и найди похожую”, “Повтори рисунок из того же материала”, “Повтори рисунок на песке, на бумаге, на доске”. Изготовила небольшие карточки с мешочком, что бы дети тактильно могли узнать рисунок. Так появились игры “Найди такой же рисунок через материю”, “Запомни и повтори ряд из предложенного материала”, “Нарисуй по образцу”, “Нарисуй рисунок по своему желанию”.

Я поняла, что ребенок действует с предметами с большим желанием, производит действия, создает свой замысел. Предложила детям выбрать из материала на сенсорной панели — любимый, и задала вопрос: На что это похоже? К сожалению, ответы были однозначными. Важно не только предлагать дидактические игры ребенку, а дать возможность сравнивать предметы, которые его окружают. Зная, что дети любят маленькие игрушки, подобрала предметы быта маленького размера и предложила разложить их (сортировать) по материалу, из которого они сделаны. Наблюдала, с каким восторгом и интересом рассматривали дети предметы, ощупывали, и соотносили с образцами. Предложила по дороге домой или дома найти предметы из стекла, металла, дерева, ткани. И дети называли домашние предметы и объекты, встречающие по дороге в большем количестве. Они стали более внимательны, старались запомнить то, что видели, сравнивали, анализировали.

Так же, для обогащения тактильного опыта детей, изготовила фишки, с наклеенными мелкими предметами, которые изготовлены из разных материалов (пластмасса, метал, дерево, фетр и ткань, резина). Фишки изготовила с учетом, что бы можно было использовать не только в целом комплекте, а единично.

Первая пара фишек состоит из пластиковых бусинок в виде звездочек разного цвета, на 2-ой паре фишек наклеены металлические ключи, третья пара фишек — деревянные насекомые, 4-ая пара фишек — цветочки из фетра и бабочки из ткани, 5 пара фишек- пластмассовые сердечки разного цвета, и 6-ая пара, ладошки из вспененного полистирола. Играя с этими фишками, можно использовать различные задания, а именно:

1 фишка «Бусины-звездочки».

  • Вместе с ребенком, ощупывая фишки с бусинами, пытаемся понять, какие ощущения возникают при наложении ладошки и кончиков пальцев к отдельным бусинам. (Это упражнение используется на всех фишках).
  • Посчитай, сколько звездочек у меня, и сколько у тебя, а у кого больше?
  • Сколько зеленых “звездочек”, а синих, а красных, а желтых? А сколько “звездочек” на моей фишке? Столько же желтых, зеленых, красных, синих?.
  • Найди одинаковое количество разных по цвету “звездочек” и.д.

2 фишка «Ключи».

  • Потрогай, и скажи, что это такое?
  • Скажи, на какой фишке больше а на какой фишке меньше ключей.
  • Какие сказки ты знаешь, где есть ключи?

3 фишка «Насекомые».

  • Потрогай и скажи, что это такое?
  • Скажи, божьи коровки одинаковые или разные?
  • Чем они отличаются?
  • Найди одинаковых божьих коровок.
  • Какие божьи коровки ползут в низ, какие в право, в лево?
  • А как назвать одним словом бабочку и божью коровку? Кто это?.
  • Какие стихи, загадки, пословицы и сказки ты знаешь про насекомых.

4 фишка «Цветы и бабочки».

  • Потрогай цветочки и бабочек, что из них шершавое и гладкое?
  • Чем отличаются эти фишки между собой?
  • В какое время года цветут цветы?
  • В какое время года летают бабочки?
  • Вспомни стихотворение, песенку про бабочек, цветы и время года.

5 фишка «Сердечки».

  • Потрогай фишки, какие они на ощупь?
  • Гладкие или шершавые, мягкие или твердые, холодные или теплые? (при сравнении можно использовать фишки сделанные из другого материала).
  • Назови: какого цвета эти сердечки?
  • Разложи пушистые шарики по цвету в сердечки.

6 фишка «Ладошки».

  • Потрогай и скажи, что это?
  • Какие они на ощупь? Гладкие или шершавые, мягкие или твердые, теплые или холодные?
  • При представлении двух фишек, мы спрашиваем: найди правую ладошку и левую ладошку.
  • Назови пальчики на ладошке (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
  • Пальчиковая игра
  • “этот пальчик дедушка”…… (можно использовать различные пальчиковые игры).

В дальнейшем можно использовать игры со всеми фишками, например, такие как:

  1. Педагог выстраивает ряд из фишек и предлагает ребенку на ощупь найти пару.
  2. Педагог выкладывает ряд из фишек, и предлагает ребенку потрогать и запомнить их, затем переворачивает фишки обратной стороной, и просит ребенка вспомнить и выложить такой же ряд.
  3. На столе картинкой вниз, лежит набор из 6 фишек, такой же набор есть у ребенка. Сначала педагог переворачивает на несколько секунд фишки которые лежат на столе и просит ребенка еще раз потрогать и запомнить их, далее переворачивает их в исходное положение. Ребенок должен держа в руках фишку, пощупать ее и найти на столе такую же.

С данным материалом можно играть и в другие игры.

Подводя итог, пришла к выводу — что игра это жизнь ребенка, где он познает, сравнивает, анализирует, соотносит, понимает назначения и способы действия. Педагогу важно предоставить возможность ребенку разнообразно использовать в своих играх многообразие окружающего мира. Самое главное, стараться, чтобы ребенок удивлялся.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 13 (134) выйдет
12 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год