Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для педагогов ДОУ «Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей»
Развивающие занятия
Автор: Писарева Людмила Викторовна   
02.01.2019 14:55

Консультация для педагогов ДОУ «Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей»Консультация для педагогов ДОУ «Роль воспитателя в организации и руководстве творческими играми детей»

Воспитатель: Писарева Л.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Важность игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на него. Но игра самостоятельная деятельность детей, и воспитатель не может за ранее предвидеть все приемы руководства е, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

 

Самое сложное и важное — обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям.

Изо дня в день наблюдая детей, он видит, какое направление принимают их игры, какие отношения складываются между играющими. Каждая игра дает материал для раздумий, радует или огорчает педагога.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы. Их переживания. Это не просто: ребенок. особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делится со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом.

Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к творческой выдумке, к созданному ребенком образу.

Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета.

Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие. Конкретные представления о каком – либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие.

Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры — создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр кинофильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее осуществление.

Иногда содержание игр довольно бедное, несмотря на то что детей имеется достаточно сведений об окружающем: знания в игре не отражаются. Причиной такого явления может быть недостаточная эмоциональность занятий, сухость методики наблюдений, чтения, рассказывания. Если не удается пробудить у детей интерес к тому, с чем их знакомят, взволновать их, игры не получится. При проведении экскурсий, чтении, показе диафильма необходимо не только давать детям знания, но и влиять на их чувства, доводить до их сознания смысл, значение того, с чем их знакомят, формировать их отношение к этому.

Малыши, впервые пришедшие в детский сад, получают много новых впечатлений, но вначале они мало отражаются в игре. Игра в «детский сад» ограничивается тем, что ребята только кормят своих кукол, укладывают их спать. Причина бедности этих игр, как показывают наблюдения, в том, что представления о детском саде у дошкольников нечеткие, отрывочные. Впечатлений много, а разобраться в них трудно. Главное, у детей нет представлений о деятельности сотрудников детского сада, а игра возникает в том случае, когда они видят действия людей, которым подражают, понимают их значение. Детей систематически знакомят с работой повара, няни, медсестры. Все это дает материал для игры. Интересные занятия вызывают у детей желание, подражая воспитателю, рассказывать куклам сказки, проводить с ними дидактические игры.

Наблюдения за деятельностью взрослых — основное средство обогащения содержания игры у старших дошкольников. Например, во время поездки в автобусе ребята видели строящиеся здания. Это заинтересовало их, но в игре они это не отразили. Через некоторое время они наблюдали за строительством дома на своей улице, видели, как подвозят материал, как рабочие укладывают кирпичи, как управляют подъемным краном. Тогда начались игры в «строительство».

Непосредственные наблюдения должны дополняться художественным рассказом, рассматриванием иллюстраций.

В старшем дошкольном возрасте сюжеты многих игр черпаются из книг.

Бывает и так, что на лицо и знания, и интерес к теме, но игра не затевается, дети как будто не догадываются о возможном интересном сюжете игры. В таких случаях толчком к игре служит напоминание о проведенной экскурсии, прочитанной книге.

У маленьких детей (3—4 года) поводом к игре часто служат случайные ассоциации. Этим должен воспользоваться воспитатель, подбирая игрушки и разные предметы. Так, наглядно напоминая детям о виденном, воспитатель все же не определяет тему игры. Одна и та же игрушка может вызвать разные ассоциации. Например, с пианино можно играть не в «музыкальное занятие, а в «праздник», с игрушечными животными можно разыграть знакомую сказку.

В старшем дошкольном возрасте идея новой игры возникнуть в результате словесного напоминания, беседы. Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей.

Тема игры, предложенная взрослым, оставляет детей душными, если она не связана с их интересами, переживаниями. Беседа о виденном и прочитанном помогает детям разобраться в новых впечатлениях, усиливает к ним интерес, но как и наглядное напоминание может натолкнуть на тему, неожиданную для воспитателя. Так, после экскурсии на берег реки, где ребята наблюдали за движением теплоходов, им читали про путешествие по реке, беседовали о том, что видели. На вопрос воспитателя: Хотите играть в «пароход»?» — ответили утвердительно, но отправились в морское путешествие на север.

Такие факты подтверждают, что игра не копирование жизни, а творческое ее воспроизведение, не просто закрепление полученных знаний, а их освоение в результате комбинации новых впечатлений с ранее полученными.

Одна из основных тенденций развития игры — формирование е целенаправленности, что требует длительной систематической работы воспитателя.

Способность идти от мысли к действию начинает проявляться у детей уже на четвертом году жизни, это дает право воспитателю учить их ставить в игре определенную цель. Опыт показывает, что это достигается довольно быстро. Вопросы воспитателя: «Во что будешь играть? Кем будешь? Какие игрушки хочешь взять на прогулку? Что будешь строить?» — заставляют ребенка задуматься, определить тему игры. Педагог наблюдает, выполняют ли дети надуманное, он старается поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако он не настаивает на том, чтобы задуманная игра была всегда доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать усилия детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.

С усложнением содержания игры (примерно на пятом году жизни, а иногда и раньше) возникает необходимость наметить, хотя бы в общих чертах, что будет делать каждый. Вначале детям трудно решать это самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его с другими они еще не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределения ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств.

У детей 4—5 лет совместная игра обычно начинается с того, что кто-то предлагает тему, остальные это предложение принимают, каждый выбирает себе роль. Решили играть в «детский сад», кто-то захотел быть воспитателем, кто-то музыкальным руководителем. Но и остальных привлекают эти роли, возникает спор, недовольство. На помощь приходит воспитатель, спрашивает, а кто же будет готовить обед детям, кто будет их лечить, делать уколы. Ребята вспоминают, что видели на кухне, в медицинском кабинете. Так выявляются новые активные роли. Напоминание воспитателя часто служит толчком к самостоятельным предложениям детей: нужен шофер, чтобы привозить продукты, монтер, который чинит электропроводку. Оказывается, что в игре «детский сад», как и в других играх, каждый может найти себе роль по вкусу.

Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры еще только намечается, воспитатель с уважением относясь к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ. Далеко не всегда дошкольники прислушиваются к советам взрослых во время игры. Это право получают люди, которые хорошо понимают замыслы детей, проявляют искренний интерес к игре. Воспитатель не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ летчиков или моряков об опасностях и трудностях их путешествий. Такой воспитатель может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно если к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу, летчикам напомнить, что самолеты перевозят не только людей, но и грузы. Тепнрь советы обогащают содержание игры.

Иногда воспитатель становится участником игры, себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых ребята сами раньше не догадывались.

Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где продают билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которых продавцы еще не приготовили — завтра они наверняка появятся на прилавке.

Плохие результаты получаются, если наводящими вопросами воспитатель слишком часто подсказывает детям, что им делать. Тогда игра теряет свою самостоятельность, активность играющих притормаживается. Частое обращение детей к воспитателю с вопросом: «А теперь что нам делать?» — результат неправильного руководства игрой, чрезмерной опеки и помощи, вредной для. детей. Можно ставить перед ребенком вопрос, но не нужно давать ему готовое решение этого вопроса, не нужно фантазировать за него. Любопытно, что дети сами часто отвергают такие советы. Ребенок легко и охотно заменяет один предмет другим, но еслив воспитатель предлагает такую замену, он может с ней не согласиться. Например, дети играют в «продуктовый магазин». «Из чего сделать булку и конфеты?» — рассуждают они. «А вы возьми кубики и кирпичики из настольного строительного материала», предлагает воспитатель. «Нет, это непохоже», — возражают дети.

А ведь они часто превращают кубики в продукты. Очевидно, в игре нужно все придумать самому, только тогда это настоящая игра. Поэтому более уместным будет такой совет: «Поищите в этом ящике, найдете что-нибудь подходящее». Он требует самостоятельного решения, умственного усилия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год