ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Каримова Гульнара Фанисовна | |||
01.06.2016 18:54 | |||
1. Информационная карта. Направленность программы Развивающая Автор составитель программы Каримова Гульнара Фанисовна, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детский сад № 38 «Домовенок» География программы ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Нефтяников 22 «б» Кадровое обеспечении программы Педагог-психолог, воспитатель Цель программы формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного бесконфликтного взаимодействия средствами пескотерапии. Задачи программы
Ожидаемые результаты реализации программы
Срок действия программы 1 учебный год Ресурсное обеспечение реализации программы Муниципальный бюджет Оборудование для организации занятий • Ящик для песка для индивидуальной работы (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8.
Участники программы Дети старшего дошкольного возраста, родители. Диагностический блок Практикум по возрастной психологии, под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко Формы работы Групповая, работа в парах Количество детей: 10 Методы работы Игры – упражнения, пескотерапия Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первую половину дня. Длительность занятий 30 минут с 7 мин перерывом (активная игра). Раз в три месяца проводятся занятия родитель – ребенок. Структура занятия I.Вводная часть — настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми
II. Основная часть – основанная нагрузка всего занятия. В эту часть входят игры – упражнения, направленные на формирование навыков эффективного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста.
III. Завершающая часть — подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоции от работы на занятии, беседа о том, что было на занятии. Приложение Игры – упражнения, ритуалы приветствия Пояснительная записка Данная программа направлена на формирование навыков эффективности взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста через пескотерапию. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Д. Каллф Актуальность программы Американский психолог Б.Вул, образно заметил, что «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или остановить это другим» И каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. В старшем дошкольном возрасте, для детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление в дошкольном возрасте, в детской группе детей. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиций ребёнка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Так же пескотерапия помогает ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках; вырабатывает большую способность к самопринятию. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В сентябре месяце проходит диагностирование детей старшего дошкольного возраста по практикуму возрастной психологии, под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. По результатам диагностики, происходит набор группы детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 детей. Упражнения взяты с учебной литературы: Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет», «Учитель», 2015.
|