Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие инициативы и самостоятельности у детей через формирование навыков самообслуживания
Развивающие занятия
Автор: Дектерёва Наталья Симионовна   
16.11.2021 05:03

Развитие инициативы и самостоятельности у детей через формирование навыков самообслуживанияРазвитие инициативы и самостоятельности у детей через формирование навыков самообслуживания

Автор работы: Воспитатель МАДОУ детский сад № 18 «Светлячок» ГОД МО Дектерёва Наталья Симионовна

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Инициатива— активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

 

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Важная задача педагога — помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, способствовать развитию инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности детей (бытовой труд, конструктивно-игровая деятельность, художественная деятельность, игра).

В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное значение придаётся обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это важно, потому что поручения повышают чувство ответственности, дают возможность детям, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, привычку к трудовому усилию. В старшей группе воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию, но теперь он помогает, показывает, как проще и лучше выполнить её. Однако ни в коем случае не следует, эту помощь превращать в опеку, объяснять и советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной инициативы детей.

Одна из форм по закреплению у детей проявлять самостоятельность и инициативу в самообслуживании — это оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь.

Овладение навыками самообслуживания является очень значимым для сближения детей, позволяет закрепить желание всё делать самим, а также инициативность, деловитость.

Исходя из этого, мы строим свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому создаём условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаём условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываем поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и т. д.).

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах проводим развивающие игры, создаём игровые и проблемные ситуации, используем потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять.

Для полноценного развития ребенку — дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе — умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:

  1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
  2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
  3. Поддерживать инициативу.

При этом воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

В своей работе по развитию инициативности в процессе приобщения детей к труду мы используем следующие формы и методы в режимных моментах.

Приобщение детей к подготовке к приему пищи и непосредственной образовательной деятельности способствуют развитию навыков самообслуживания, и закрепляет у детей последовательный алгоритм действий, необходимый так же и в других видах деятельности, способствует развитию у детей навыков конструктивного взаимодействия.

Труд в уголке природы способствует развитию бережного отношения к природе и потребности ухаживать за растениями.

Систематичное выполнение режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков самообслуживания, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему труду.

Включение каждого ребенка в стабильный режим — основное средство воспитания навыков самообслуживания в группах дошкольного возраста.

Я считаю, что моя роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год