Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ
Развивающие занятия
Автор: Корлякова Татьяна Борисовна   
21.01.2022 12:08

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХРАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКАХ

Корлякова Татьяна Борисовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 32» Город, область Московская область, г. Солнечногорск.

Аннотация. Статья посвящена изучению формирования интереса у детей дошкольного возраста к природе.

Актуальность темы обусловлена реализацией Федерального государственного стандарта дошкольного образования направленного на создание условий для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации дошкольников, формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, её многообразии.

В статье, представлена педагогическая работа по развитию познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста через наблюдения на прогулке.

Ключевые слова: дошкольник, природа, наблюдение, познание, растение, интерес, бережное отношение, самостоятельность.

Экологическое воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения. Эта проблема для нас значима, ведь дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания и накопления представлений о мире природы. Задача педагога в работе с детьми заложить первые знания о природе, её особенностях, а также способствовать формированию бережного отношения к ней при организации наблюдений на прогулке.

 

Методические основы исследования базируются на психолого-педагогическом анализе трудов педагогов: К.Д. Ушинского В.А. Сухомлинского, С.Л. Рубинштейна В.И. Загвязинского, Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Поддьякова, С.А. Веретенникой, О.А. Соломенниковой.

Наблюдение, является основным методом в экологическом воспитании детей. Ребенок, с помощью этого метода узнает внешние характеристики объектов природы и обретает разнообразные умения, направленные на познание или практическое преобразование природы. У ребенка формируется познавательное отношение к природе: познавательный интерес, отзывчивость.

При организации взаимодействия с детьми мною были поставлена цель:

  • Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях, через наблюдение на прогулках, для формирования познавательного отношения к растительному миру.

Цель реализуется через ряд задач:

  1. Развивать умение наблюдать, развивать любознательность.
  2. Формирование представлений о том, что человек часть природы, он должен береч, охранять и защищать её.
  3. Способствовать взаимодействию с семьями воспитанников, развитие и формирование экологической культуры детей и взрослых
  4. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду

Наблюдение за растительным миром на прогулке — одна из основ расширения кругозора детей, обогащение их мышления через множество сведений о секретах жизни природы и бережного отношения к ней.

Для реализации поставленных задач, мною были организованы циклические наблюдения за растениями на участке ДОУ.

Наблюдение – это один из самых используемых приемов экологического воспитания, На участке детского сада я ежедневно организовывала наблюдения за природой, во время которого, дети многое узнавали о жизни растений, во все времена года. Использовала при наблюдениях художественное слово. Речь является основным информативным источником.

При взаимодействии с детьми старалась широко применять экскурсию по территории детского сада, а так же и на участке во время прогулки, что способствовало развитию наблюдательности за растениями и природными явлениями. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО, была реализована интеграция образовательных областей. Экологическое развитие детей происходило во взаимосвязи со всеми образовательными областями.

Это художественно-эстетическое развитие: аппликация, конструирование из природных материалов, слушание музыки о природе, классической и современной. Театрализованная деятельность детские постановки любимых сказок о мире природы, растениях.

Речевое развитие: Сказки экологической направленности (придумывание окончание сказок, собственные сказки)

Познавательное развитие: экспериментируем «Приключение воды». Широко применяем ИКТ, «Угадай, с какого дерева листочек», «С какого дерева плод».

Физическое развитие – «Деревья — наши друзья», «Найди листок, какой покажу», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»

Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование нравственных качеств дошкольников, традиций принятых в обществе (праздники «День птиц», «День Земли»)

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Используя систематически в ходе педагогической деятельности наблюдения, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.

Разделяю полностью слова В.Сухомлинского

Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год