Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста |
Развивающие занятия | |||
Автор: Авакян Елена Сергеевна | |||
12.12.2022 14:59 | |||
Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги. Все мы разные, в мире нет похожих людей, как физически, так и психологически. Но мы все хотим, чтобы нас слышали, нас понимали наши близкие и наше окружение. Мы хотим, чтобы нас принимали, не пытаясь нас изменить. В раннем детстве и формируется личность, и на этом этапе огромное влияние имеют формы общения с родными людьми, его социальное окружение. Многие психологи утверждают, что дети дошкольного возраста. Так ребенок, впервые выйдя из своего семейного окружения и устанавливают связь с миром взрослых людей. Если ребенок был в детстве малообщительным, то в скором времени у него будут развиваться межличностные конфликты, с которым даже взрослый человек очень тяжело справляется.
Важнейшая ступень в развитии и воспитании ребенка отводится игре – одному из главных видов деятельности ребенка. Игра и есть средство формирования личности ребенка дошкольного возраста, в самой игре реализуется желание изменить окружающий мим. Если ребенок посещает детский сад, то дальнейшее развитие ребенка в игровой деятельности будет зависеть от профессионализма педагога, его опыта. Знает ли воспитатель психологию всех периодов становления личности дошкольного возраста, от того как четко пройдет задуманная игра, как педагог донесёт до детей цель выбранной детьми игры, будет зависеть развитие игровой деятельности в саду. Цель игры – это развития интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт полученный в детском саду при занятиях, применяются в ходе игры. Дети через воспроизведение многих сюжетных сказок познают многие явления, как люди развиваются в нашем обществе. Через игру дети могут понять, что такое дружба, происходит освоение ценностей личного окружения ребенка. По средствам игровой деятельности ребенок учится уходить от конфликтных ситуации и в этом ему помогает педагог. Ведущую роль для становления рефлексивного мышления несет в себе игровая деятельность. Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Через игру идет развитие рефлексии, ведь только в игровой деятельности выпадает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. В игре «Больничка», ребенок дошкольного возраста копирует полностью поведение, которое он видит при посещении медицинского учреждения. Поэтому именно в игровой сфере формируется, что-то новое для ребенка, новообразования. Также особое внимание уделяется тому, как ребенок творчески подошел к исполнению той или иной игры. В игру он может перенести и проигрывать не дающие ему покоя фантазии, ситуации, переживания. Также легко в игре можно пронаблюдать и сложные взаимоотношения со взрослыми, ведь именно через игру ребенок может нам раскрыться. Когда дети играют мы можем понять степень развития личности ребенка. В различных цивилизациях «игра» соотносится со счастьем, развлечением, выплеску эмоций. Поэтому игра вытекает как явление жизни, Игра влечет к себе своим целостным вниманием, насыщенностью, своеобразием и разнообразием. Также игра несет в себе непринужденность в общение, следовательно, она является интересным феноменом. Поэтому игровая деятельность является методом исполнения интересов и требований ребенка в рамках внутренних резервов дошкольника. В игре любой личности должно быть хорошо развито воображение, ведь так он выражает свои желания в изменение мира, окружающей его среды. Впервые играя ребенок и проявляет умение преображать окружающую его настоящее. Именно в таком действии, трансформировать, и есть важнейшая свойство игры. Поэтому получается, что игра – разновидность разумной, малоэффективной работы, в котором важно не сам показатель, а то что в конце у нас получается следствие. Игра воздействует на развитие элементарных психологических действий. Именно поэтому у детей в игровой деятельности начинает развиваться активная внимательность и непринужденная память. Ребенок в игре больше запоминает и воспроизводит то, что он лучше запомнил и то, что для него имело большое значение. Осознанность у ребенка лучше и четче формируется в игровой деятельности. Все те требования, которые заданы в игре и предлагает ему педагог или взрослые люди, и помогают фиксировать всё внимание на цели, сосредотачивает в проигранном состояние. Иногда если дети не хотят выполнять действия игры, условия, не хотят быть сосредоточены на основной цели игры, то в этом случае ребенка могут не взять с собой в игру. Детям не интересны те, которые не могут играть в одной игровой ситуации и отвлекаются на другие мелкие факторы. Тогда просто теряется весь смысл игры, и детям становится неинтересно. В игре у ребенка происходит развитие мозга, поэтому дети все свое детство проводят играясь. Дети в игровой деятельности постоянно пользуются предметами заместителями – ведь не всегда ребенок может играть настоящими предметами из разных сюжетно-ролевых игр, и поэтому благодаря своему развитому воображению ребенок может легко использовать предметами заместителями. Потом через какое-то время играя ребенок уже мысленно запоминает действия с предметами заместителями, и они не нуждаются в них. Из этого выходит, что игровая деятельность помогает ребенку постепенно следовать к мышлению в плане представлений. Также сюжетно-ролевые игры или же игровая деятельность, связанная с распределением ролей, обладает особым влияние на становление творческой фантазии. Воздействие игровой деятельности на становление личности ребенка происходит так, что благодаря игре дети знакомятся с нравами и отношения в мире взрослых людей. Через это они являются моделями для подражания поведения взрослых людей. Дети, видя, как общаются взрослые: домочадцы, социальное окружение, применяют такие же техники общения и в играх с другими детьми. Задействовав ребенка и навязав ему свои правила игры, также навязав суть роли которой ему досталась, в этом случае у ребенка будет формироваться прогресс в эмоциях и также он сможет контролировать свое поведение в игровой деятельности, и также в общение в социуме. В самой сути игры и формируется вся дальнейшая успешность учебы в школе, являясь одним из главных пунктов деятельности всей нашей жизни. Обучением детей занимается педагог, учение не выявляется естественно из игровой деятельности. Даже «играя» по правилам взрослых в школе, дети познают «гранит науки» не осознавая этого. Также немало важную роль игровая деятельность имеет и в речевом аспекте. Играя ребенок должен иметь начальную ступень развития в речи. Это необходимо для общения с детьми своего круга, хотя бы для понятия друг друга. Через игру дети научатся значительно делится опытом развития речевого аспекта друг с другом. Хотя ясельные группы еще не умеют полноценно общаться, для этого они используют жесты, но при этом их хорошо понимает педагог. Также дети — старшие дошкольники, несмотря на их эгоизм стараются договориться, чтобы всем достались те роли какие хотели, и не было разногласий. При этом если детям не удалось договориться, не получилось соблюсти правила, вся игровая деятельность, коммуникация распадается. Именно поэтому важно, чтобы дети научились договариваться, делить роли. Специально для этого педагог, взрослые должны контролировать процесс игровой деятельности и общение, при этом это должно осуществляться для детей незаметно. В нашем современном обществе множество детей разучилось общаться со сверстниками. Если дети посещают сад, то вся игра с детьми проходит там. Но дети не посещающие сады, не знают, как начать разговор. Сейчас дети увлечены виртуальными играми. Многие дети знают, как разблокировать телефон своих родителей, как найти интересующий их ролик, но не знают, чем интересуются их сверстники. Телефоны – это «бич» нашего времени. Сейчас взрослые все свое свободное время проводят в телефонах, и даже у многих работа вся состоит в телефоне. Взрослым можно сделать «скидку» насчет телефонов, но, когда сами родители дают своим детям в руки телефоны, заменяя на «живое» общение, мне кажется это крайностью. У меня тоже двое детей, старшей мы вообще не давали телефон, а с младшим получилась ситуация иная. Он часто болел, и для того, чтобы измерить ему температуру, дать лекарство, приходилось его отвлекать телефоном. Я видела, что происходило с моим ребенком, который постоянно был в телефоне. У всех детей, которые часто сидят в телефоне проявляется зависимость от них. Дети не знают, как играть, не знают, как общаться со сверстниками. Именно поэтому многие неврологи советуют родителям общение со сверстниками для их детей. Ведь при общении более общительные, развитые в речевом аспекте дети будут делиться опытом с теми детьми, которым это нужно. В детском саду дети проходят разные этапы игры, там им прививают навыки игры в коллективе, разделять роли в сюжетно-ролевой игре. Я считаю, что посещение детского сада один из важнейших пунктов для развития ребенка, как речевого, так и умственного. В саду дети увидят много вариаций игровой деятельности, в которой они будут познавать самих себя, развивать творчески. Играя, дети будут развиваться творчески, у них будет «живое» общение. Игра положительно влияет на развитие личности ребенка.
|