Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Скачкова Марина Владимировна   
17.01.2023 06:45

Опыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возрастаОпыт работы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель Скачкова Марина Владимировна МБДОУ д/с комбинированного вида №1 ст. Кущевская, Краснодарский край

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня хочу представить Вам свой опыт работы по сенсорному развитию детей.

Работая с детьми младшего возраста я обратила внимание на то, что дети испытывают трудности в освоении цвета, формы величины предметов.

Изучив программу, я решила провести оценку индивидуального развития детей. Оценка инд. развития показала, что у большинства детей не сформированы понятия о цвете, форме, величине, имеются затруднения в слуховом восприятии и развитии тактильных ощущений. У детей моей группы плохо развита мелкая моторика. Результаты были озвучены мною на род. собрании. Получив поддержку родителей, и коллеги по группе, я наметила план работы.

Скачать презентацию

Мною были поставлены следующие задачи:

  • создать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной,
  • закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов;
  • группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету, используя дидактические игры и упражнения;
  • совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств,
  • развивать образные представления;
  • развитие мелкой моторики и тактильного восприятия,
  • развитие слухового восприятия.

Для решения поставленных задач был реализован проект «Мир сенсорики».

Целью проекта являлось:

1. развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Задачи проекта:

  1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей младшего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  2. Формировать сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
  3. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков
  4. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
  5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

В ходе реализации проекта была пополнена развивающая предметно пространственная среда и созданы сенсорные центры:

В «Центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

  • игры на развитие представлений о цвете ( «Привяжи ниточку к шарику», «Подбери блюдце», «Одень снеговика», «Посади цветок в горшок», «Спрячь мышку», «Найди потерявшее яйцо», «Цветной телефон»);"Подбери колеса для машины"и. т. д. форме ( «Заплатки», «Спрячь мышку», «Варежки», «Стаканчики»)
  • игры на представления о величине предметов ( «Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).

В группе создан «Центр песка и воды». Он предназначен для знакомства малышей в доступной форме со свойствами песка и воды: сухой песок сыпется, из мокрого можно лепить любые формы.

В центре «Конструирования» детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой дорожке).

В центре «Художественного творчества» для детей имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, штампы. Дети рисуют различными изобразительными средствами на различной поверхности.

В центре «Слухового восприятия» находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки, «шуршалки», «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха играем в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет». Кроме того, использую магнитолу для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных. Все центры содержат постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей

При организации сенсорных центров я учитывала следующее:

  • доступность;
  • безопасность;
  • эстетичность;
  • соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.

Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов мной изготовлена сенсорная доска. (Бизиборд)

Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.

Наполнение такой доски может быть разнообразным, в качестве ее элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у ребёнка интерес и не причинит ему вреда.

По моему мнению, такая доска является отличным средством развития детей раннего возраста и как элемент предметно-развивающей среды. Благодаря ему происходит развитие тактильных ощущений, мелкая моторика, логика и мышление.

В ходе реализации проекта была создана картотека дидактических игр направленных на развитие сенсорного восприятия.

Так же в нашей группе мы используем «Тактильный маршрут». Состоит из дорожек изготовленных из разных по жесткости и мягкости материалов. (поролон, рогожа, резина и пр.).

В процессе своей работы предлагаю детям: цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, играем в такие игры как: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и другие.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу провожу в несколько этапов:

На первом этапе формирую понятия о двух контрастных цветах, упражняю в подборе одинаковых предметов. Проводила с детьми следующие дидактические игры: «Покажи такой предмет»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовала каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).

В начале работы цвета предметов я не называла. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»«не такой», использовала прием прикладывания одного предмета на другой.

На втором этапе формировала понятие о четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики, мячики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Посади цветок в горшок»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Веселые зайчики». Если дети на первых порах ошибаются, помогаю им, прибегаю к приему «показ по образцу». Для заинтересованности детей использую различные дидактические материалы, чередуя их. На этом этапе подвожу детей к пониманию того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет.

Для формирования представлений о форме предметов различаем предметы с помощью сравнения. Например: «На что похож мячик по форме?». Произношу фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаю детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура в воздухе, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

  • подбор одинаковых предметов по образцу
  • различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения

В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки и другие. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.

В совместной деятельности детей применяю такие методы как: показ, объяснение, образное сравнение; подбадриваю тех детей у которых не получается сразу выполнить задание, хвалю тех, кто правильно выполняет задание.

Играя, ребенок учится восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год