Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рекомендации воспитателям по развитию свойств внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития
Развивающие занятия
Автор: Виноградова Ульяна Александровна   
01.01.2024 22:33

Рекомендации воспитателям по развитию свойств внимания у старших дошкольников с задержкой психического развитияРекомендации воспитателям по развитию свойств внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития

Недостатки внимания не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком, а требуют для их преодоления специально организованной работы. Которая должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию процесса внимания, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

При этом следует помнить, что коррекционная работа не будет иметь успеха, если дошкольник, прежде всего, не усвоит 3 основных базовых принципа:

 

а) принимать постепенно усложняющиеся инструкции. Для детей с ЗПР вербальная форма представления сложна и часто недоступна. Поэтому для выполнения задания воспитатель должен давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части. Объясняя, как выполнять ту или иную часть задания, воспитатель постепенно увеличивает сложность и объем действий, которые ребенок должен выполнить. Когда ребенок научится воспринимать словесную инструкцию взрослого, то перед ним встанет необходимость перевести речевой приказ воспитателя в самоприказ, повторяя инструкцию вслух или про себя, а затем, показывая, что и как он будет выполнять;

б) удерживать инструкцию на протяжении всего занятияи контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия;

в) приобретение навыка самоконтроля. В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. Таким образом у дошкольников вырабатываются элементы планирования деятельности.

И только после закрепления базовых принципов необходимо продолжить поэтапную коррекционную работу по развитию свойств внимания, а именно:

  1. При выборе коррекционных упражнений предпочтение отдавать заданиям на развитие произвольности внимания;
  2. Использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;
  3. Использовать специальные упражнения и дидактические игры, как универсальную форму коррекционной работы, на развитие и совершенствование мышления, восприятия, памяти;
  4. Применять упражнения и игры на стимуляцию сенсорно — моторной сферы;
  5. Совершенствовать эмоционально-волевую сферу ребенка.

Во время проведения занятий по развитию свойств внимания у старших дошкольников с ЗПР, необходимо использовать все общедидактические методы: наиболее часто — наглядный, практический, словесный. Каждый из этих методов позволяет решать различные задачи обучения.

Наряду с общими методами коррекции ЗПР целесообразна и индивидуализация, обусловленная особенностями клинической структуры различных вариантов ЗПР, их первичных дефектов и вторичных. В этом случае методические приемы имеют и коррекционно-компенсаторную направленность и включают в себя: разминки, релаксационные игры, упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения, на улучшение функционального развития различных систем организма (дыхательной, сердечно – сосудистой) и пр.

Каждое коррекционное занятие строится по определенной постоянной схеме, но для детей с ЗПР необходимо включать и следующие «усилители»:

  1. гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, усиливается упражнениями для улучшения мозгового кровообращения, повышения энергетики и активности ребенка и пр.;
  2. основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса. Усиливается обязательно 1-2 упражнениями, направленными на развитие других психических функций (памяти, восприятия, мышления и пр.). Предлагаемые игры — упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, спортивными снарядами). Например, игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на развитии речи, внимания, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков, гармонизируют отношения ребенка с окружающим миром; гиперактивные, невнимательные дети с ЗПР с удовольствием занимаются с кубиками Зайцева, где основа обучения — сохранные функции организма и пр.

Следовательно, чтобы своевременно развивать у детей определенные свойства внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других — уметь выделять и помнить- цель действия, в-третьих — вовремя переключать внимание, в-четвертых — необходима сосредоточенность и устойчивость внимания, т.к. нужно заметить и осознать произошедшие изменения и пр.

И, конечно, на каждом этапе коррекционных занятий детям надо предлагать не только усложняющиеся по содержанию серии задания и дидактические игры, но и ориентироваться на психофизическое состояние дошкольников, которое достигается следующими приемами и правилами:

  1. Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к проведению занятия поможет сохранить правильную осанку, нормальное зрение детей;
  2. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей;
  3. При подборе упражнений воспитатель должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.;
  4. Низкая работоспособность дошкольников, высокая степень их истощаемости может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения, поэтому нежелательно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности при первых визуальных признаках усталости;
  5. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям;
  6. Для лучшего восприятия изучаемого материала необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного);
  7. Следует помнить, что типы ведущей деятельности у детей с ЗПР сменяются с некоторым отставанием, от их нормально развивающихся сверстников, поэтому на занятиях необходимо применять различные игры и упражнения, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать и пр.

Выполнению детьми заданий на развитие внимания всегда должна предшествовать предметно-практическая деятельность, которая ставит своей целью накопление и упорядочивание представлений, полученных детьми при взаимодействии с внешним миром. Так, например, развитие чувственного и сенсорного опыта, развивающих в том числе наблюдательность, должны быть тесно связаны с практической деятельностью, например, при ремонте книг, коробок для настольных игр в детском саду, ребенок определяет какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски и пр.

Именно такое научение через деятельность, наиболее подходит для детей с ЗПР, т.к. ребенок выполняет сразу несколько функций: обучающую, воспитательную (приобщение к труду), релаксационную (успокаивающую подвижную психику ребенка), усвоение навыков общения в коллективе и пр.

Развитие свойств внимания с использованием специально отобранных заданий и дидактических игр, требует от воспитателей, дефектологов, психологов соблюдения следующих условий:

  • при объяснении заданий взрослые должны демонстрировать действия, совместно выполнять их с детьми, например, обращать внимание на характерные особенности цвета, формы, величины предметов, их взаиморасположение в пространстве и т.д. Т. е. следовать принципу: не рядом, а вместе
  • игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности — дети должны прилагать усилия, проявлять терпение, для достижения цели.

Особо необходимо помнить — разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени, так, наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно тренировать. Поэтому нельзя рассчитывать на успех, в развитии внимания у дошкольников с ЗПР, в краткосрочной перспективе – эффект от коррекционных занятий, скорее всего, проявится через достаточно длительное время и только во взаимодействии с педагогами и родителями может привести к положительному результату.

Рекомендуемая для ознакомления литература по рассматриваемой теме:

  1. Данченкова, С. Н. Коррекционно-развивающая работа с ребенком, имеющим диагноз ЗПР. /С. Н. Данченкова// Вестник практической психологии образования. — 2015. — № 4 (45). — С. 44-52.
  2. Кравцова, О. Е. Игра — как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста. /О. Е. Кравцова. // Молодой ученый. — 2018. — № 13. 1 (199. 1). — С. 30-33.
  3. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Слабодянин, Н. П. Коррекционно — развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации. / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. П. Слабодянин. — Москва: Сфера, 2008. — 128 с.
  4. Мелехина, И. В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелехина. – Текст: электронный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIМеждународ. Науч. конф. (г. Санкт – Петербург, декабрь 2014). — Санкт – Петербург: Заневская площадь, 2014. – С. 136-139.
  5. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно — развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. / В. Л. Шарохина, Л. И. Катаева — Москва: Изд — во ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год