Особенности развития эмоционального интеллекта дошкольников |
Развивающие занятия | |||
Автор: Абдулганиева Алёна Андреевна Голдышенко Лариса Викторовна | |||
28.06.2024 06:00 | |||
Особенности развития эмоционального интеллекта дошкольников Абдулганиева А.А., Голдышенко Л.В. Дошкольный возраст очень важен для становления и развития эмоционального интеллекта, об этом в своих трудах говорил еще Л.С. Выготский. В настоящее время это более чем актуальное направление в работе с детьми дошкольного возраста, и это связано в первую очередь с появлением разнообразных гаджетов, огромного многообразия развлекательного контента, что уменьшает взаимодействие ребенка со средой, в которой он встречает живых, наполненных эмоциями людей. Эмоции ребенка этого возраста интенсивные, но в то же время, быстро сменяющие друг друга. Детям доступны такие эмоции, как зависть, гнев, испуг, стыд, страх, смущение, радость, любовь. Они начинают контролировать свои эмоциональные выражения, могут критиковать себя, оценивать поведение, сожалеть о неправильных действиях. Это создает самосознание, связанное с чувством собственной идентичности, самооценки. В этом возрасте у здорового дошкольника преобладает веселое настроение, постепенно отступает страх перед неизвестным, приобретают большее значение социальные ценности (любовь, ненависть, сочувствие, антипатия).
Эмоциональный интеллект означает способность к пониманию, оцениванию и принятию эмоций окружающих людей, к выражению своих эмоций и управлению ими. Эмоциональный интеллект – это комплексная способность использовать эмоции как информацию о данной ситуации, эффективно взаимодействовать на основе своих знаний. Существует несколько навыков, на которых основывается диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников и детей старшего возраста.
Одним из требований дошкольного образования в нашей стране, которое отражено в ФОП, является развитие социального и эмоционального интеллекта. И воспитателям, как одним из значимых для дошкольников взрослых, эта задаче вполне должна быть реализована. Безусловно больше шансов на успех у тех воспитателей, которые обращают больше внимания на лучшие стороны и качества ребенка, поддерживая его похвалой, которая стимулирует ребенка проявлять лучшие качества. Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов:
Эмоциональный интеллект старших дошкольников должен соответствовать седьмому этапу развития. Существуют традиционные методы и шаги развития эмоционального интеллекта. К ним относятся:
Эмоции имеют гораздо большее значение в нашей жизни, чем это может показаться на первый взгляд, буквально влияя на всю нашу повседневную деятельность. Развитие эмоционального интеллекта должно быть частью каждого образования, независимо от возраста. Это способствует формированию позитивного образа самого себя, построению социальных и коммуникативных навыков. Отсутствие умения контролировать эмоции можно сравнить с состоянием, при котором человек не знает, что с ним происходит, а это в свою очередь вызывает страх, а следом возникает стресс пагубно влияющий на все сферы жизнедеятельности человека. Эмоциональный интеллект, помогает не только понимать свои чувства и эмоции, а также свои желания, а соответственно способность осознавать и ставить цели, что в современном мире является одним из важных и значимых качеств для успешной жизни.
|