Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игры с использованием мнемотехники для развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Пойденчук Кира Александровна   
12.10.2024 12:01

Игры с использованием мнемотехники для развития памяти у детей младшего дошкольного возрастаИгры с использованием мнемотехники для развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Современное общество характеризуется стремительным ростом объемов информации. В новых условиях значимость человеческой памяти к восприимчивости, сохранению и воспроизводству информационных потоков возрастает. Память является важнейшим интеллектуальным инструментом формирования личности, который необходимо развивать с самого раннего детства.

В младшем дошкольном возрасте память является непроизвольной, образной, ребенок запоминает только эмоционально окрашенные эпизоды, непосредственно связанные с его деятельностью. Игровая деятельность — основная развивающая деятельность в этом возрасте – является лучшим средством для тренировки процессов памяти.

В предлагаемых дидактических играх мы объединили простой сюжет, основанный на стихотворном тексте, дидактическую задачу, непосредственно игровую деятельность и приемы мнемотехники, позволяющие научить ребенка системному запоминанию, развивающие образное и ассоциативное мышление. Такие игры можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Дидактическая игра «Коты в магазине»

Цель: развивать память на основе ассоциативных цветовых восприятий.

Дидактический материал: картинка с изображением котов, общая карточка с основными цветами, перчатками и мышкой, пустые большие карточки, маленькие карточки с изображением перчаток разных цветов, маленькие карточки с цветовыми пятнами.

 

Скачать конспект

Ход игры

Воспитатель: показывает детям картинку с котами и читает стихотворение.

В трикотажном магазине повстречались три кота

Продавались там перчатки, были разные цвета.

Подошли к прилавку важно, промяукали протяжно:

А у вас мышиный цвет есть в продаже или нет???

Воспитатель: предлагает ребятам превратиться в котят и пойти в магазин выбирать перчатки. Показывает детям карточку- «прилавок» ( «витрину»).

Вместе они рассматривают перчатки на прилавке, называют цвета перчаток.

Из предложенных маленьких карточек подбирают цвет к мышке, обозначают название цвета – «серый».

Воспитатель: предлагает запомнить, как лежали перчатки на прилавке и воспроизвести эту последовательность на пустых карточках. Вариативность: последовательность цветных перчаток постоянно меняется, а выкладывать перчатки на прилавке можно, как маленькими карточками с изображением перчаток, так и просто цветовыми пятнами. Количество цветов, так и перчаток постепенно можно добавлять по мере запоминания цветов и запоминания количества.

Дидактическая игра «Прятки»

Цель: развивать зрительно-пространственную память.

Дидактический материал: пустые карточки с большим квадратом, разлинованным на шесть меньших квадратов, маленькие карточки с изображением солнышка, тучки и радуги.

Ход игры

Воспитатель: в ходе чтения стихотворения педагог выкладывает в пустые квадраты карточки изображения солнышка, тучки и радуги.

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдется,

Сразу радуга смеется!

Воспитатель: просит запомнить ребенка, в какой квадрат спряталось солнышко, куда спряталась тучка, где появилась радуга. Потом ребенок воспроизводит это расположение на пустой карточке с помощью маленьких карточек-изображений.

Вариативность: Сначала педагог выкладывает только изображение солнышка, ребенок учится запоминать в каком из шести квадратов спряталось солнышко. Потом к солнышку добавляется тучка. Все три объекта выкладываются педагогом на карточку только после того, как ребенок научится ориентироваться в квадратах и запоминать меньшее количество изображений. Местонахождение изображений каждый раз меняется.

Дидактическая игра «Веселая полянка»

Цель: развивать образную память.

Дидактический материал: полотно с изображением полянки, картинки с изображением зайца, котенка, божьей коровки, гусеницы, бабочки, птички, карточки с пустыми шестью клетками, расположенными горизонтально.

Ход игры

Воспитатель: Показывает полотно с изображением пустой полянки и читает четверостишие.

Утром рано спозаранку

Я гуляю по полянке.

Кто ж ко мне сюда придет?

Кто привет свой принесет?

Воспитатель: Размещает на полянке картинку с изображением зайчика и читает четверостишие:

У зайчика ушки

Торчат на макушке.

Он прыгает ловко

И любит морковку.

Затем воспитатель каждого следующего героя сопровождает загадкой.

Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением божьей коровки.

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это…

Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением котенка.

Этот маленький ребёнок

Спит без простынь и пелёнок.

А под серенькие ушки

Не кладут ему подушку.

У него четыре лапки.

На них – острые царапки.

Он гуляет без пальто.

И ботинки и сапожки

Не наденет ни за что.

Это – вовсе не ребенок.

Это – маленький …

Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением гусеницы.

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать всё равно не может.

Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением бабочки.

Утро. Весь в цветах лужочек.

Но смотри: один цветочек

Вдруг вспорхнул – и полетел,

И опять на кустик сел.

Удивительный цветок:

Ножки, глазки, хоботок,

Между крыльев – складочка.

Да ведь это ж...

Воспитатель: размещает на полянке картинку с изображением птички.

Весело на воле

Ей парить, летать,

Над цветами в поле

Песни распевать.

Воспитатель: уточняет, кто же пришел на полянку, чтобы передать свой привет ребятам.

Вместе с детьми помещает картинки с персонажами в пустые клетки карточки, проговаривая всю последовательность.

Воспитатель: предлагает детям повторить эту последовательность самостоятельно.

Вариативность: Игра начинается с двух персонажей, потом их количество постепенно увеличивается. После того как дети освоят мнемодорожку, можно сначала предлагать на ней выложить последовательность в произвольном порядке, а затем, проговаривая свои игровые действия, выкладывать персонажей по памяти на большое полотно.

Вывод: Разработанные авторские игры опираются на возрастные особенности развития памяти: непроизвольность, образность, опору на деятельностный опыт. Использование мнемотехники в играх по развитию памяти позволяет выработать приемы запоминания, приобрести умения по классификации и систематизации информации. Вариативность игр помогает упражнять и тренировать память в системе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год