Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством использования образовательных технологий»
Развивающие занятия
Автор: Родионова Антонина Николаевна Богатырева Светлана Ивановна   
18.10.2024 06:56

«Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством использования образовательных технологий»«Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством использования образовательных технологий»

В настоящее время актуальна проблема формирования у дошкольников позитивных установок к различным видам труда. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. В современных условиях побуждение интереса детей к различным видам труда, знакомство с трудом взрослых относится и к целям дошкольного воспитания.

Знакомство дошкольников с профессиями, не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер.

 

Основная цель образовательных технологий – создание условий для активного и самостоятельного участия обучающихся в образовательном процессе, развитие их творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков.

Образовательные технологии могут включать в себя различные методы и приемы, такие как:

Интерактивные методы обучения, которые активно вовлекают обучающихся в процесс обучения и позволяют им самостоятельно исследовать и открывать новые знания.

Проектная деятельность, которая позволяет обучающихся решать реальные проблемы и задачи, развивать творческое мышление и коммуникативные навыки.

Игровые технологии, которые используют игру как основной способ обучения и развития обучающихся.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно.

Мир профессий многообразен, но одной из самых актуальных в современных условиях в регионе, является профессия «строитель». Эта профессия очень древняя, она существует столько же веков, сколько существует человек. Благодаря историческим архитектурным постройкам можно многое узнать о быте и культуре предков. Профессия «строитель» стала очень сложной, важной, многообразной, постоянно развивающейся системой.

Наиболее эффективными образовательными технологиями в профориентации дошкольников в области строительных профессий являются:

  1. Технология проектной деятельности.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых, строительных, конструктивных, профориентационных игр.
  3. Технология интегрированного обучения.
  4. Информационно-коммуникативные технологии.
  5. Практико-ориентированные технологии.

Работа по ранней профориентации дошкольников начиналась со средней группы и носила комплексный и систематический характер в соответствии с планированием

В средней группеосуществлялось обогащение представлений детей о мире строительных профессий с учетом их возрастных возможностей. Обучение проводилось в процессе организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей через такие формы как игровая и трудовая, конструктивная деятельности, экскурсии и наблюдения. Дополнительно использовалась детская художественная литература, дидактические и сюжетно-ролевые игры в соответствии с содержанием образовательной программы дошкольного образования.

В группе была создана предметно-развивающая среда.

В образовательной деятельности использовалась технология «Гость группы», где с профессиями детей знакомил приходящий 1 раз в месяц «гость».

В старшей группе продолжала создаваться развивающая среда из конструкторов и игровых наборов LEGO (для старших дошкольников). Игровые ситуациипедагога с детьми осуществлялась в небольших подгруппах по 4-6 человек с последующей презентацией выполненной постройки.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников.

Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.

Были разработаны и реализованы краткосрочные проекты: «Все профессии нужны, все профессии важны. «Профессия строитель». Для организации ОД, применяем такие презентации как: «Чем пахнут ремёсла?», «Что нужно для работы?», которые позволяют сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решают познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В подготовительной к школе группе реализован краткосрочный детско-родительский проект «Архитектор» — профессия настоящего и будущего» с использованием ИКТ – технологий. Целью которого было познакомить спрофессией «архитектор» через развитие эмоциональной отзывчивости изнакомство с историей своего поселка и их архитектурой, дать представлении о профессии будущего «архитектор виртуального пространства»

При знакомстве детей с особенностями работы специалистов различных профессий используем виртуальные экскурсии. Они позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать. Такие экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к миру профессий.

Проводим экскурсии: «На стройке», «В больнице», «Музеи нашего поселка», и т.д.

Например, во время виртуальной экскурсии «На стройку», детям вначале экскурсии предлагается отгадать загадку и узнать, куда мы отправляемся. В ходе экскурсии виртуально посетили строительную площадку, познакомили детей с профессией строитель, расширили представления о грузовом транспорте. Дали первичные представления о профессии «крановщик».

Преимуществами виртуальных экскурсий являются, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия.

Мы надеемся, что в результате работы по ранней профориентации и использованиюсовременных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год