Социально-эмоциональное развитие дошкольников. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Каткова Ирина Владимировна | |||
06.12.2024 14:05 | |||
Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Каткова Ирина Владимировна, старший воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка — детский сад № 73» городского округа Саранск Республики Мордовия В дошкольном возрасте закладываются основные социальные и эмоциональные навыки, которые в дальнейшем создадут фундамент для успешного взаимодействия с другими. На этом этапе дети впервые начинают осваивать правила общения, учатcя проявлять эмпатию и относиться к окружающим с уважением. Значимость социально-эмоционального развития трудно переоценить, поскольку именно в ранние годы жизни закладываются способности ребёнка устанавливать конструктивные связи с окружающими. Формирование данных навыков играет ключевую роль в становлении личности, способной к конструктивным отношениям и эффективной саморегуляции.
Основные аспекты социально-эмоционального развития В старшей дошкольной группе дети начинают глубже понимать основные правила общественного взаимодействия, хотя их восприятие еще тесно связано с собственными эмоциями. Постепенно развивается способность управлять реакциями, ребенок учится сознательно применять эти нормы в общении с окружающими. Благодаря этому он приобретает базовые социальные компетенции, способствующие построению гармоничных отношений с окружающими. Социально-эмоциональное развитие охватывает несколько ключевых элементов:
Роль семьи и педагогов в социально-эмоциональном развитии Окружение, в котором растет ребенок, оказывает сильное влияние на его эмоциональное и социальное развитие. Семья, прежде всего, играет решающую роль, так как именно в ней ребенок впервые осваивает нормы и правила поведения, а также обучается пониманию и выражению эмоций. Атмосфера любви и поддержки способствует развитию уверенности в себе, тогда как отсутствие эмоционального контакта или жесткий стиль воспитания могут создать трудности в дальнейшем формировании социальных навыков. Педагоги также являются важным звеном в этом процессе. Воспитатели и учителя развивают у ребенка навыки конструктивного общения и адекватного выражения эмоций, дают возможность детям практиковать уважение к другим. Современные образовательные стратегии акцентируют внимание на важности игрового процесса, так как через игру дети с большей легкостью усваивают социальные правила и поведенческие нормы. На протяжении двух лет педагоги нашего детского сада реализуют УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста». Учебно-методический комплекс разработан Благотворительным фондом «Вклад в будущее» в рамках программы по развитию личностного потенциала для образовательных организаций. Комплекс включает в себя методическое пособие для педагога, рабочие тетради для дошкольников, а также интернет-ресурсы. Реализация УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» проходит в форме игровых занятий, в соответствии с предложенным планированием. Данный продукт является важным источником личностного развития каждого педагога и инструментом решения воспитательных задач в практике детского сада.
|