Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
Поделки из соленого теста
Автор: Бикмухаметова Зиля Рахимзяновна   
17.10.2020 04:55

Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №22 г. Туймазы «ДОУ д.Нуркеево»

Воспитатель: Бикмухаметова З.Р.

Младший дошкольный возраст — важнейший период в развитии ребенка. Известно, что формирование мелкой моторики влияет на умственное развитие, и особенно тесно связано с речевым развитием.

Для развития мелкой моторики используют различные упражнения и игры: массаж ладоней и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с крупой, песком и предметами (с бумагой, пластилином, прищепками, раскрашивание и другие. Все эти игры с успехом используются в работе с малышами. К ним я добавила в младшей группе игры с соленым тестом.

 

Четвертый год жизни ребенка – важный возрастной период, в который лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики. Как правило, малыши уже знакомы с пластилином, и с удовольствием работают с соленым тестом.

Тесто – мягкий, пластичный материал, с которым ребенку работать намного легче, чем с пластилином. По сравнению с пластилином соленое тесто имеет большое преимущество. Оно не пачкает руки, более пластично, его легко формовать. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскрашиваются фломастерами, красками и гуашью.

Изделия из соленого теста изготавливаются как плоскими, так и объемными, их легко можно приклеить к бумаге, гипсокартону, ДСП и многим другим жёстким материалам, что позволяет создавать красивые композиции настенных панно. И что очень важно — соленое тесто является экологически чистым продуктом.

Работа с солёным тестом доставляет детям огромное удовольствие, особенно изготовление украшений и подарков.

Готовится оно просто:

  • 200гр. муки
  • 100гр. соли
  • 100 мл. воды
  • 2 ст. л масла

Соль использую мелкую, так как она лучше растворяется.

Для пластичности в тесто добавляю растительное масло.

Кладем в миску, соль, красители, размешиваем, заливаем небольшим количеством воды, добавляем подсолнечное масло. Постепенно добавляем муку и вымешиваем тесто до однородной консистенции, до тех пор пока тесто не будет прилипать к рукам, и не станет эластичным. Готовое тесто убрать на 2 час в холодильник, даем тесту отлежаться.

Но не все знают что существует еще и заварное соленое тесто. Для его приготовления берем те же ингредиенты, что и для классического соленого теста, но добавляем 30гр лимонной кислоты, если у вас нет лимонной кислоты, можете добавить грамм 10, уксусной кислоты, которая будет являться для теста консервантом. Все ингредиенты кладем в кастрюлю, ставим на медленный огонь, постоянно помешиваем, нагреваем, но здесь есть одна особенность, тесто нельзя перегреть. Тесто заварили, остудили, добавляем остатки муки, и доводим до нужной консистенции. Так же как и классическое тесто, помещаем в пакет и в холодильник на 2 часа, через 2 часа тесто готово к работе.

Заварное тесто пластичнее простого теста, при работе с ним на руках не остается соляная пудра, так как соль растворяется вся при нагревании, такое тесто не прилипает к рукам, изделия из него получаются намного изящнее, так как тесто раскатать можно намного тоньше, чем из обычного соленого теста. Хранить его в холодильнике можно до одного месяца.

Для начала я изучила методическую литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми.

В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.).

Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки и т. д. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы.

В процессе деятельности у детей часто возникали ситуации, которые требовали особой психологической поддержки ребенка (похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание.

Поэтому целью моей работы, является:

Формирование у детей умений и навыков в лепке из соленого теста и развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
  2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующую развитие речи;
  3. Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
  4. Обогащать предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Это:

  • Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
  • Отщипывание — отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
  • "Шлепанье" — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
  • Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Однако при работе с солёным тестом нужно учитывать нежность и пластичность материала. Поэтому, для соединения деталей между собой, нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали прижать их друг к другу.

Под руководством взрослого малыши с удовольствием учатся раскатывать из теста комочки, сплющивать шар, сминая его ладонями рук, а также раскатывать палочки: лучики и листики.

При помощи тестопластики дети приобщаются к декоративной деятельности: учатся раскрашивать и украшать предметы узором с помощью пластилина. Особое удовольствие малышам приносит раскрашивание готовых предметов красками. Ведь сначала надо представить, что же у тебя получилось, на что больше похожа твоя фигурка, как например, в работе «Овощи», лишь потом раскрасить.

Существуют много вариантов тестопластики, которые можно предложить детям: сделать рамку для фотографии, украшения для новогодней елки, слепить подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню и расписать их и т. д.

На Руси фигурки из теста дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Фигурки из теста называли ХЛЕБОСОЛ.

Для окрашивания соленого теста я использую пищевые красители, но они не всегда бывают под рукой, тогда я беру: кофе растворимый, какао, куркуму.. Если изделие сделано из неокрашенного теста, беру акриловые краски или гуашь.

Чтобы сохранить цвет и защитить свои изделия от внешних воздействий, я покрываю их лаком.

Для того чтобы заинтересовать детей, в начале занятия можно прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.

На первых этапах я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом.

Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры.

Для декора я использую натуральные продукты: перец горошком, семечки подсолнечника, семена тыквы, фасоль красную, белую, зерна кофе, различные сорта макарон

Запомнились детям и родителям «Медали» — подарки папам на 23 Февраля. Малыши их сами сделали, затем сами украсили:

Кроме того, мы учились лепить предметы из нескольких частей, а также объединять фигурки в коллективные композиции. Вот такие коллективные работы у нас получились: «8 Марта» и «Самолет».

Сам процесс изготовления изделий из теста увлекателен для малышей, и к тому же их объединяет. Дети учатся взаимодействовать друг с другом: обращаться друг к другу по имени, обсуждать получившиеся предметы, радоваться созданным ими коллективным и индивидуальным работам.

Тестопластика – замечательный способ для развития мелкой моторики, рисования и социализации малышей. Как показал опыт, игры с тестом обязательно надо использовать в работе с младшими дошкольниками.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год