Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Применение арт-терапевтических технологий для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Психология
Автор: Гончаренок Марина Сергеевна   
16.10.2021 22:41

«Применение арт-терапевтических технологий для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»«Применение арт-терапевтических технологий для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

В центр помощи поступают дети в возрасте от трех лет и живут до совершеннолетия. Среди воспитанников в основном преобладает категория несовершеннолетних, которые проживали в семьях, находящихся в социально — опасном положении. Таким образом, дети, попадающие в учреждение, имеют различные отклонения в поведении и состоянии здоровья. Чаще всего это низкий уровень развития познавательной сферы, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Вышеуказанная категория дошкольников характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, чувствительностью, отсутствием достаточных умений саморегуляции, уровнем интеллектуального и психического развития ниже возрастной нормы. Побывавшие в социально-опасном положении дети склонны к проявлению беспокойства, тревоги, недоверия к окружающим, чувства страха, агрессии, подвержены стрессозависимым состояниям.

 

Психологическая помощь должна заключаться в оказании поддержки личности в её адекватной самооценке, самопознании, преодолении кризисных ситуаций, адаптации в реальных жизненных условиях и достижении психоэмоциональной устойчивости, способствующих саморазвитию и личностному росту.

Для стабилизации психоэмоционального состояния применяется ряд различных технологий: здоровьесберегающих, психолого-педагогического сопровождения и арт-терапевтических.

Арт-терапия позволяет детям свободно проявлять свою индивидуальность, творчество, проработать внутренние проблемы и травмы.

Арт-терапия — область в психологии, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта.

Данный метод включает такие направления как рисуночная терапия, музыкотерапия, песочная терапия, маскотерапия.

Преимущества использования арт-терапевтических методов в реабилитации несовершеннолетних:

  • позволяет легче включать дошкольников в деятельность и найти контакт с окружающими
  • передача ребенком своего эмоционального опыта в изобразительном творчестве облегчает описание его в словах
  • «переводит» информацию о пережитом с эмоционального на когнитивный уровень.

Песочная терапия — это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической помощи через взаимодействие с песком. Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в психологическом консультировании.

Песочная терапия позволяет по-настоящему выразить проблему, которую они часто не способны вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка поведенческих и эмоциональных нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, снизить эмоциональное напряжение, развить его сенсомоторные навыки. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Маскотерапия — инновационная проективная техника, направленная на выявление различных видов неблагополучия детей, а также на активизацию ресурсов. Использование маскотерапии позволяет отработать негативные чувства и эмоции.

Данная технология также эффективна в развивающей и психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста: она помогает ребенку проработать психологическую травму и посттравматическую ситуацию, оказывает коррекционное воздействие на эмоциональное состояние. С помощью маски можно также проводить диагностику актуального настроения ребенка и активизировать ресурсы его личности.

Рисунок на стекле. Живопись на стекле, является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Основные целями данной методики является коррекция и профилактика тревожности, стабилизация эмоционального состояния, развитие навыков позитивного взаимодействия, развитие творческого воображения. Также работа с прозрачным мольбертом направлена на обогащение сенсорного опыта, развитие психических процессов и снижение уровня конфликтности в поведении.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение арт-терапевтических технологий очень позитивно складывается на дальнейшем развитии личности дошкольников. С помощью данных методик дети прорабатывают свои страхи, учатся общаться и доверять окружающим, повышают уровень своей саморегуляции и благодаря этому успешно социализируются в дальнейшей самостоятельной жизни.

Также данные методы работы целесообразно применять специалистам, работающим в условиях дошкольных образовательных учреждений для адаптации детей к новым условиям.

Педагог-психолог БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 1» Гончаренок Марина Сергеевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год