Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Применение арт-терапевтических технологий для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Психология
Автор: Гончаренок Марина Сергеевна   
16.10.2021 22:41

«Применение арт-терапевтических технологий для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»«Применение арт-терапевтических технологий для стабилизации психоэмоционального состояния дошкольников в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

В центр помощи поступают дети в возрасте от трех лет и живут до совершеннолетия. Среди воспитанников в основном преобладает категория несовершеннолетних, которые проживали в семьях, находящихся в социально — опасном положении. Таким образом, дети, попадающие в учреждение, имеют различные отклонения в поведении и состоянии здоровья. Чаще всего это низкий уровень развития познавательной сферы, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Вышеуказанная категория дошкольников характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, чувствительностью, отсутствием достаточных умений саморегуляции, уровнем интеллектуального и психического развития ниже возрастной нормы. Побывавшие в социально-опасном положении дети склонны к проявлению беспокойства, тревоги, недоверия к окружающим, чувства страха, агрессии, подвержены стрессозависимым состояниям.

 

Психологическая помощь должна заключаться в оказании поддержки личности в её адекватной самооценке, самопознании, преодолении кризисных ситуаций, адаптации в реальных жизненных условиях и достижении психоэмоциональной устойчивости, способствующих саморазвитию и личностному росту.

Для стабилизации психоэмоционального состояния применяется ряд различных технологий: здоровьесберегающих, психолого-педагогического сопровождения и арт-терапевтических.

Арт-терапия позволяет детям свободно проявлять свою индивидуальность, творчество, проработать внутренние проблемы и травмы.

Арт-терапия — область в психологии, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта.

Данный метод включает такие направления как рисуночная терапия, музыкотерапия, песочная терапия, маскотерапия.

Преимущества использования арт-терапевтических методов в реабилитации несовершеннолетних:

  • позволяет легче включать дошкольников в деятельность и найти контакт с окружающими
  • передача ребенком своего эмоционального опыта в изобразительном творчестве облегчает описание его в словах
  • «переводит» информацию о пережитом с эмоционального на когнитивный уровень.

Песочная терапия — это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической помощи через взаимодействие с песком. Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в психологическом консультировании.

Песочная терапия позволяет по-настоящему выразить проблему, которую они часто не способны вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка поведенческих и эмоциональных нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, снизить эмоциональное напряжение, развить его сенсомоторные навыки. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Маскотерапия — инновационная проективная техника, направленная на выявление различных видов неблагополучия детей, а также на активизацию ресурсов. Использование маскотерапии позволяет отработать негативные чувства и эмоции.

Данная технология также эффективна в развивающей и психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста: она помогает ребенку проработать психологическую травму и посттравматическую ситуацию, оказывает коррекционное воздействие на эмоциональное состояние. С помощью маски можно также проводить диагностику актуального настроения ребенка и активизировать ресурсы его личности.

Рисунок на стекле. Живопись на стекле, является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Основные целями данной методики является коррекция и профилактика тревожности, стабилизация эмоционального состояния, развитие навыков позитивного взаимодействия, развитие творческого воображения. Также работа с прозрачным мольбертом направлена на обогащение сенсорного опыта, развитие психических процессов и снижение уровня конфликтности в поведении.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение арт-терапевтических технологий очень позитивно складывается на дальнейшем развитии личности дошкольников. С помощью данных методик дети прорабатывают свои страхи, учатся общаться и доверять окружающим, повышают уровень своей саморегуляции и благодаря этому успешно социализируются в дальнейшей самостоятельной жизни.

Также данные методы работы целесообразно применять специалистам, работающим в условиях дошкольных образовательных учреждений для адаптации детей к новым условиям.

Педагог-психолог БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 1» Гончаренок Марина Сергеевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год