Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект итогового занятия по «Социокультурным истокам» «Семейные традиции».
Праздник "День Семьи"
Автор: Мухаметова Оксана Владимировна   
23.10.2019 20:00

Конспект итогового занятия по «Социокультурным истокам» «Семейные традиции».Конспект итогового занятия по «Социокультурным истокам» «Семейные традиции».

Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».

Задачи:

  1. Присоединение родителей к отечественным традициям.
  2. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Семейные традиции».
  3. Актуализация опыта сохранения и передачи семейных традиций.
  4. Развитие мотивации родителей к взаимодействию в группе.
  5. Развитие единого контекста в группе.

Материал: книга 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции»; простой карандаш (все по количеству присутствующих).

 

Примерный план:

  1. Работа в круге. Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции», часть первая.
  2. Работа с пословицами в книге «Семейные традиции».
  3. Хороводная игра.
  4. Работа с содержанием книги «Семейные традиции».

- Беседа с родителями о семейных традициях на основе рассказа «О первом красном яичке. (стр. 19); выполнения творческого задания.

5. Подведение итогов занятия.

Подготовительный этап.

  • Выдать родителям на дом книгу для развития «Семейные традиции» для знакомства.
  • Поставить перед родителями цель — освоение семейных традиций через знакомство с книгой «Семейные традиции».
  • Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы.
  • Принести книгу на занятие.

Основной этап

1. Работа в круге.

1. Беседа с присутствующими о семейных традициях.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и родители! Я рада приветствовать Вас на своём занятии, посвященному теме «Семейные традиции».

Что такое семейные традиции? Даже немного подумав, трудно будет сразу ответить на этот вопрос. У большинства людей при упоминании словосочетания "семейные традиции" возникает ассоциация со словами «семья» и «традиции».

Давайте поразмышляем с Вами над этими понятиями.

Вопросы к родителям:

-Как вы понимаете слово семья? Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу.

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Семья – это место, куда мы всегда будем с нетерпением возвращаться. Где родные и близкие всегда нас ждут и любят. Ведь не зря же говорят: «Моя семья – это моя опора, моя семья – это моя крепость».

Воспитатель: О семье и её значении хорошо сказано в стихотворении Татьяны Бульковской «Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.
Родители — во всём мудрей,
Любимый папа — друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!

Давайте поразмышляем над вторым понятием.

-Как вы понимаете слово традиция? (ответы родителей)

Обобщение воспитателем ответов родителей.

«Традиция» переводится с латинского как «передача», «преемственность». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т. е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.) Культура каждой семьи отражается через ее традиции.

Вводный присоединительный текст воспитателя:

Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается всё: вдохновение, игра, радость, творчество, умение, точность, искусство. Известно, что у каждой семьи есть своя «живая душа», в которой есть и цветущий райский сад, и родники «живой» воды.

Добрые традиции подобные этим родникам укрепляют — животворят семью. В каждом роду, семье — своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.

У каждой семьи есть свой собственный способ привлечения детей к общим семейным традициям. (Показ рисунков).

У одних это — семейные трапезы (обеды, ужины) — замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения.

У других — совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе

У третьих — семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования семейных праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага.

А также семейный альбом, семейная родословная. Сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. И конечно, же свадебная фотография родителей. Для ребенка свадебное фото на стене — это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут.

Зарубки на дверном косяке. Время летит очень быстро. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке.

Вопрос к родителям:

В каждой семье свои традиции, а какая любимая традиция в вашей семье? (ответы родителей)

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Спасибо, за ваши ответы. Это замечательно, что у каждого из вас есть свои семейные традиции. Семейные традиции объединяют семью, позволяют воспитывать у детей уважительное отношение к родителям. Дети растут в таких семьях уверенные, зная, что у них есть те, кто их поддерживает и ценит.

2. А теперь перейдём к работе с книгой «Семейные традиции».

Знакомство родителей с книгой 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».

Воспитатель предлагает родителям прочитать текст «Слово к родителям» (стр. 4) в книге для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции». (текст читается каждым родителем по законченному предложению.)

Откройте, пожалуйста, книгу на странице 4.Давайте прочитаем с вами «Слово к родителям», по законченному предложению.

Книга знакомит нас с некоторыми из этих традиций, которые нашли своё отражение в народной мудрости – в пословицах и поговорках. Обратимся к предложенным нам ниже пословицам.

2. Осмысление родителями пословиц из книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции».

- В семье мир да лад – большой клад.

- Семья вместе, так и душа на месте.

- Нет такого дружка как родимая матушка.

Воспитатель: Уважаемые родители, Вам было предложено дома, вместе с детьми, поразмышлять над смыслом пословиц и к наиболее понравившейся нарисовать рисунок. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Кто желает поразмышлять над смыслом первой пословицы? (второй, третьей).

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Спасибо за ваши ответы, замечательные рисунки. Пословицы и поговорки о семье передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этой мудрости. Регулярно употребляя в своей речи пословицы о семье для детей, Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей. Ведь семья – одна из самых великих ценностей, которую нам надо беречь и уважать.

3. Беседа с родителями по текстам произведений книги и заданий к ним.

Работа над рассказом О.С. Абрамовой «Семейная радость» (стр. 5);

Воспитатель: Продолжаем работу с книгой. Откройте, пожалуйста, книгу на странице 5. Вы прочитали рассказ Ольги Сергеевны Абрамовой «Семейная радость.

Скажите, с какой семейной традицией связано его содержание? (Традицией имянаречения).

Спасибо. Автор в своём произведении раскрывает нам традицию имянаречения.

Присоединительный текст воспитателя:

В дополнении хотелось бы сказать, что в России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением. Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении.

При крещении ребенка священник выбирал в Святцах имена святых, которые записаны на этот день, и присваивал одно из имен крещеному ребенку. Позже имя ребенку стали давать сами родители.

Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого-крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

В церковном календаре существует большое количество святых, имеющих одинаковые имена, поэтому, именины стоит выбирать по ближайшему, после дня рождения человека, дню памяти святого. А остальные дни памяти этого святого называют – малыми именинами.

Раньше именины праздновали так: в день своих именин, именинник или именинница разносили по приглашенным гостям – именинные пироги, после гости приходили к имениннику в дом, садились за стол и разламывали над головой именинника пирог с кашей. Считалось, что чем больше на его голове окажется каши, тем счастливее именинник будет в этом году.

Воспитатель: У каждого из вас есть свое имя. С какой традицией имянаречения оно связано? Если знаете, то назовите день своих именин и как вы их отмечаете?

Обобщение воспитателем ответов родителей.

Замечательно, что вы знаете историю своего имени, день своих именин и многие из вас их отмечают. Я надеюсь, что ваши дети продолжат эту традицию.

3. А еще, в старину, семейной традицией было выходить всем вместе на улицу и играть в разные хороводные игры (хороводная игра).

4. Воспитатель: Наше занятие проводится в преддверии праздника Святой Пасхи. Поэтому книга «Семейные традиции» знакомит вас и ваших детей с традициями этого праздника посредством чтения рассказа «О первом красном яичке».

Присоединительный текст воспитателя:

Кратко расскажу вам о празднике Святой Пасхи (рассказ воспитателя о Святой Пасхе). Чтение детьми стихотворения: «Праздник праздников».

Дальнейшее освоение книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семейные традиции» родителями.

Воспитатель: Вы прослушали краткую историю о празднике Святой Пасхи и его традициях. Скажите, какие традиции празднования Пасхи в вашей семье?

Обобщение воспитателем ответов родителей.

А сейчас, в преддверии Праздника Пасхи я предлагаю вам сделать свое красивое яичко вместе с вашими родителями. (разукрашивание заготовок пасхальных яичек).

5. Подведение итогов занятия.

~ Что нового вы узнали на нашем занятии и что вы возьмете для себя?

Заключительное слово воспитателя.

Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Мы получили неоценимый опыт общения друг с другом, делились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Я надеюсь, что наше занятие помогло вам осознать всю важность темы «Семейные традиции», её значимость и то, что необходимо сохранять свои семейные традиции, создавать новые и активно вовлекать в них своих детей. И пожелание ко всем вам — не пренебрегайте семейными традициями, это тот раствор, которым крепко-накрепко скрепляются кирпичики вашего благополучия! Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год