«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» |
Занятия по Экологии | |||
Автор: Зубарева Анастасия Ивановна Романова Маргарита Александровна | |||
27.02.2023 06:58 | |||
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»
По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной. Это является следствием активного антропогенного воздействия на экологию и естественные природные процессы. Таким образом, необходимо зарождение основ экологической культуры в каждом человеке, так как даже самые передовые разработки в области энергоэффективности и природоохраны или государственные ограничения могут быть неэффективны, если не изменить отношение людей к природе и ее ресурсам. Н.М. Мамедов и Л.Н. Коган определяли экологическую культуру как меру и способ соединения человека с природой посредством познания, преобразования и регулирования общественной деятельности.
Э.В. Гирусов и Л.П. Саплеева называли экологической культурой воспитание эмоционально-эстетической культуры, проявляющейся в заинтересованности к природе, флоре и фауне, самому себе. Исследователь С.Н. Николаева в основном исследовала проблематику экологической культуры детей, поэтому под экологической культурой она понимала становление у детей сознательного отношения к природе и природным компонентам, что в свою очередь понималось как совокупность правильных знаний и проявлений активностей ребенка по отношению к природе. Таким образом, целью экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ осознанно-правильного отношения к природе и ее разнообразию, формировании понимания детей о взаимосвязанности природных компонентов, осознание детьми себя как части природы, приобщение к ценностям жизни и сохранении здоровья. При этом именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для первичного развития экологической культуры, так как, по мнению педагогов и психологов, детство является особым возрастным периодом, когда формируются основы мировоззрения, отношения к себе, окружающим и природе. Формирование экологической культуры у детей сложный и длительный процесс, в котором самое главное дать понять ребенку, что в природе все взаимосвязано. На данный момент одним из основных условий для правильной реализации системы экологического воспитания в любом дошкольном образовательном учреждении является организация развивающей предметной среды. О важности организации и экологизации развивающей природной среды говорили многие исследователи этого вопроса, к примеру, Е.И. Тихеева утвержадала, что в любом детском саду необходимо размещать садик, дворик или теплицу для совместного с детьми выращивания цветов и овощей. Развивающая предметная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их. Помимо создания развивающей предметной среды также необходимо включение детей в природоохранную деятельность, то есть виды деятельности, направленные на бережное взаимодействие с природой через организацию различных методов и форм деятельности дошкольников. Основными формами и методами деятельности в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста можно назвать:
Эти основные формы и методы деятельности помогают детям дошкольного возраста осознать себя как часть природы, при этом можно использовать эти формы и методы как по-отдельности, так и комбинируя, получая новые формы деятельности, например, проведение экологических занятий могут сочетать в себе словесно-литературный метод для получения новых знаний и игру для закрепления этих знаний. Поисковую деятельность можно удачно сочетать с моделированием, используя природные материалы для моделирования. Подводя итог, можно утверждать, что проблематика экологического воспитания детей дошкольного возраста сейчас очень актуальна. По причине того, что экологическое воспитание чрезвычайно трудоемко и долгосрочно начинать прививать его основы необходимо именно в дошкольном возрасте. Такое начатое в дошкольном возрасте воспитание будет продолжаться на протяжении всей жизни человека и будет способствовать улучшению экологического состояния в Российской Федерации, а также позволит сформировать новый тип личности гражданина, ориентированного на бережное отношение к природе и ее ресурсам. Кроме того, важно отметить, что заниматься воспитание экологическо-ориентированной личности должны грамотные специалисты, знающие о необходимости формирования вокруг детей развивающей предметно-пространственной среды, а также о необходимости вовлечения детей в природоохранную деятельность. Список литературы
|