Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Эссе на тему: «Такт педагога в преодолении педагогических конфликтов с детьми»
Педагогическое Эссе
Автор: Зорина Валентина Ивановна   
22.11.2020 11:33

Эссе на тему: «Такт педагога в преодолении педагогических конфликтов с детьми»Эссе на тему: «Такт педагога в преодолении педагогических конфликтов с детьми»

Зорина В.И.

Тезисы к теме: «О тактичном поведении педагога в преодолении конфликтных ситуаций с детьми».

  1. В общем плане, тактичность в поведении по отношению к другим людям должен проявлять каждый человек, а не только педагог по отношению к воспитаннику. Тактичность является одним из важных признаков культурного человека. Общество требует соблюдать такт от каждого своего члена по отношению ко всем остальным в любых контактах с ними.
  2. Особенно острыми являются требования к педагогам быть тактичными в их общении с детьми. Здесь педагог должен учитывать:

а). Своё превосходство над несовершеннолетним учащимся в подготовленности к общению с людьми. Педагог – взрослый человек, имеющий опыт такого общения, получивший специальное образование и воспитание, подготовленный профессионально к любым возможным конфликтам.

 

б). Учащийся – это ещё ребёнок, у него ещё нет развитого общественного сознания. Он только начинает познавать правила поведения человека в отношениях с другими людьми. И именно педагог должен знакомить его с этими правилами, и не только словесными поучениями, но и своим личным примером. В том числе и примером тактичного поведения.

в). Педагог (воспитатель) должен помнить о том, что у ребёнка любого возраста есть права, отраженные в законодательстве РФ. Ребёнок об этих правах ещё ничего не знает и свой протест против бестактного с ним обращения проявляет лишь эмоциональным, причём часто неадекватным поведением: он кричит, плачет или отвечает грубостью и пр. И виноват в этом педагог.

3. Перечислить и описать все возможные случаи бестактного поведения педагога по отношению к ребёнку невозможно. Они бесчисленны, зависимы от разных обстоятельств и непредсказуемы. Поэтому раскрыть тему можно лишь указаниями, чего нельзя делать педагогу в отношениях с ребёнком, особенно в конфликтных ситуациях.

4. Одно общее требование к поведению педагога (воспитателя) в любых, в том числе и конфликтных обстоятельствах – всегда проявлять выдержку и терпение, вести себя спокойно, вежливо и уважительно ко всем участникам конфликта. Не допускать некультурных форм поведения – не кричать, не использовать оскорблений или угроз, не употреблять бранных слов, не плакать и др.

5. Ещё одно обязательное требование к педагогу – в любой конфликтной ситуации, даже если ребёнок действительно сильно провинился, а при разборе обстоятельств это отрицает, и при этом грубит, лжет или пытается свалить свою вину на других, ни в коем случае нельзя УНИЖАТЬ ребёнка. Нельзя обзывать его словами типа «Ты дурак!», «Неуч!», «Ты всё врёшь», «Ты предатель!» и т.п. При любой остроте конфликта педагог должен и может любую свою мысль выразить без брани и оскорблений.

В душе каждого ребёнка на генетическом уровне заложено врождённое и очень обострённое чувство собственного достоинства. Оно выработано природой в ходе эволюции человека как средство защиты жизни особи, её сохранения в тяжелых условиях первобытности, когда от статуса особи в племени зависело её право на получение своей доли пищи из общей добычи. Поэтому дети очень болезненно реагируют на унижения.

6. Нельзя унижать ребёнка не только бранью или угрозами, но и обидными намёками, а тем более прямыми упрёками в том, в чём он не виноват. Например, его бедностью, или тем, что у него «плохие родители» или «плохая наследственность» и т.п. Нельзя противопоставлять ребёнка другим детям и пытаться в качестве наказания сделать его изгоем в коллективе из-за того, что он неправильно себя вёл.

7. Следует избегать публичности разборок конфликтных ситуаций. Если конфликт произошел во время урока или какого-то коллективного занятия с детьми, и начались крики и скандал, педагог должен сказать очень спокойно и вежливо провинившемуся ребёнку, что он считает его поступок неправильным, но сейчас нет времени в этом разбираться, нужно закончить занятие. А позже – (и назвать подходящее время и место, участников или свидетелей происшествия, уточнить, пригласить ли родителей и руководство детской организации, но изначально стараться по возможности не расширять число участников разбирательства).

При публичных разборках происшествия есть риск усугубления конфликта. Могут начаться крики, споры, взаимные бездоказательные упрёки, и тут как раз будет простор для всех форм бестактного, а часто и несправедливого обращения с участниками и виновниками событий. Среди родителей тоже бывают люди невысокой культуры и морали, эгоистично настроенные на безусловное оправдание своего ребёнка и обвинения в адрес других детей, или даже воспитателя или учителя. Они способны устроить публичный скандал и могут в присутствии ребёнка, или даже многих детей, бестактно оскорбить или унизить учителя или воспитателя, нанеся такой ущерб нравственности детей, который очень трудно будет исправить.

8. В трудных и конфликтных ситуациях, при разборке конкретных случаев, которые могут быть самыми разнообразными, педагог и воспитатель никогда не должен забывать, в чём состоит его главная задача. Задач тут возникает несколько:

– Тщательно, внимательно и терпеливо разобраться в случившемся, установить истинную картину происшедших событий;

– Твёрдо и достоверно установить, кто из детей был виноват в произошедшем конфликте;

– Выяснить причину неправильного поведения виновника. Только ли это был его внутренний импульс, или было и внешнее воздействие, чьё-то влияние на поведение, или была прямая его провокация?

– Выявить все оправдывающие ребёнка обстоятельства. Может быть, тяжелые жизненные условия вывели его из равновесия, возможны его заброшенность и одиночество, может быть, его кто-то запугивал, довёл до озлобления? Вообще возможно, что плохое поведение ребёнка есть его защитная реакция на несправедливость окружения.

– Педагог и воспитатель ни в коем случае не должен поддаваться чувствам досады, раздражения, предубеждения и антипатии по отношению к ребёнку. Нужно найти в себе силы максимально деликатно, доброжелательно, доверительно поговорить с ребёнком. Обычно в таких условиях ребёнок раскрывается и искренне рассказывает обо всём. Его рассказ может быть и бестолковым, путаным, нелогичным, он ещё не умеет себя защищать, но нужно его внимательно и терпеливо ВЫСЛУШАТЬ.

– Конечно, педагог должен оценить степень вины воспитанника и меру наказания, которого он заслуживает. Но свои выводы он обязательно должен согласовать с другими членами педагогического коллектива, с родителями и с другими детьми, если их возраст это допускает. Главное, чтобы всем было очевидно, что наказание заслуженное и не превышает меры справедливости.

– Все эти задачи очень важны. Но всё завершается для педагога решением главной сверхзадачи. Таковой является:

– Деликатно, убедительно, понятно и ТАКТИЧНО ОБЪЯСНИТЬ (!) ребёнку, какую ошибку он сделал, в чём он был неправ. Какие правила поведения он нарушил? Какие и кому нанёс обиды? К кому был несправедлив?

Высшее достижение педагога – добиться, чтобы ребёнок понял свою вину и искренне в ней раскаялся. Но чтобы при этом он вышел из конфликта не униженным, жестоко наказанным и отторгнутым от коллектива, а, наоборот, с облегчённой душой и добрыми намерениями на будущее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год