Презентация по теме самообразования. |
Педагогическое Эссе | |||
Автор: Лебедева Любовь Александровна | |||
18.11.2022 09:13 | |||
Презентация по теме самообразования. Лебедева Любовь Александровна Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Колосок»» Занимаемая должность: воспитатель Образование средне — профессиональное: ГБОУСПО «Ветлужский лесоагротехнический техникум», 2013 годКвалификация-бухгалтер, специальность-экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профессиональная переподготовка ООО «Международные образовательные проекты» ЦДПО «Экстерн», 2020 год «Теория и методика дошкольного образования», 288 часов. Педагогический стаж: 2 года Стаж работы по специальности: 2 года
Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ Познавательная активность рассматривается как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ребенка к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей. /Т. А. Серебрякова, Н.А. Половникова/ Познавательная активность — качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. /Г. И. Щукина/ Знакомство детей с геометрическими фигурами рассматривается в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. / И.А. Помораева, В.А. Позина/ Игра — средство всестороннего развития и воспитания личности ребенка, является ведущей в деятельности дошкольника. Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, развивает познавательную активность. Научно исследовательские условия Изучение трудов отечественных и зарубежных ученых по проблеме познавательной активности Изучены научные труды и методики по ФЭМП: Помораева И.А. Позина В.А. Бондаренко Т.М. Метлина Л.С. Михайлова З.А. Ерофеева Т.И. Колесникова Е.В. Методические условия: Изучение научно-педагогической литературы, передового опыта Поиск наиболее эффективных методов и форм работы с детьми Разработка тематических и перспективных планов работы; Сотрудничество с семьями воспитанников Организационно –педагогические условия Участие в методических объединениях по познавательному развитию дошкольников; Обмен опытом в сетевых педагогических сообществах, публикации в электронных журналах; Разработка программы саморазвития по данной теме Разработка программы взаимодействия с семьями воспитанников по данной теме. Актуальность: Проблемы дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям знакомство с содержанием понятий и формированием элементарных математических представлений не систематично. Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития Тенденции ФГОС ДО п. 1.4. 7: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности один из принципов дошкольного образования. ФГОС ДО п. 1.6. 6: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальны качеств, формирование предпосылок учебной деятельности ФГОС ДО п. 1.4. 7: формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере и т.д.) Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Платонова Т. А., Матюшкин А. М., Вербицкий А. А. считают, что познавательная активность это, прежде всего, внутренняя мотивация, побуждающая ребенка к деятельности Щукина Г. И. рассматривает познавательную активность как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ребенка в познавательном процессе Щербакова Е.И. характеризует познавательную активность как проявление самостоятельности, инициативы, творчества в процессе деятельности. Это стремление узнать, постичь, понять, найти, испытать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения познавательной активности А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ЗАДАЧИ:
Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую. Стимулировать использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью специально разработанной системы сенсорных эталонов, перцептивных действий. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. 4. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП дидактическими играми, пособиями, демонстрационным материалом. 5. Организация сотрудничества с родителями по развитию представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр математического содержания. Ведущая педагогическая идея: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста при формировании представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр математического содержания помогает сделать материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс познания, что способствует эффективности педагогического процесса. Этапы работы: 1этап – подготовительный (июль-август 2021 г.) Изучение научно-методической литературы для разработки системы ознакомления детей с геометрическими формами и их свойствами. Подбор пособий, игр, материала для ознакомления. Педагогический мониторинг. Изучение потенциала родителей по данной теме 2этап – основной (сентябрь 2021-май 2022 г.) Проектирование и реализация системы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при формировании представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр математического содержания Непрерывное изменение РППС в соответствии с задачами системы работы. Вовлечение родителей в работу по данной теме. 3 этап – итоговый (июнь 2022 г.) Анализ результативности, обобщения, описание и распространение опыта. Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Конспекты ООД «Город Математики», «Город геометрических фигур», «Математическое лото» Интерактивные презентации «Найди фигуру», «Веселая геометрия», «Развитие геометрической зоркости», «Геометрия для малышей» Памятки в уголок для родителей «Математика в быту», «Игры по ФЭМП на прогулке», «Компьютерные развивающие игры для детей дошкольного возраста», «Математика –это интересно» Привлечение родителей для изготовления демонстрационного материала к играм. Информационные беседы: «Зачем детям математика», «Дидактические игры по формированию представлений о геометрических фигурах», «Роль дидактических игр по ФЭМП» Картотеки: «Загадки о геометрических фигурах», «Математические физкультминутки», «Пальчиковые игры по ФЭМП», «Дидактические игры по формированию представлений о геометрических фигурах», пословицы и поговорки «Математический фольклор», Оформление папки «Демонстрационный материал к блокам Дьенеша», «Игры, ребусы, головоломки» Разработка методических рекомендаций «Развитие элементарных математических представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста» Литература: Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 400 с. 4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989. -213с. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под. ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1991. — 80 с. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. — М.: Академия, 1997. – 160 с. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. //Дошкольное воспитание. — 1999. — № 2. — С.17-20. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. — М.: Гном-Пресс, 1999. — 80 с. 14. Источник: https://www. twirpx. com/file/1704033/ Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. /Авт. -сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. — СПб.: Детство-Пресс, 1999. — 176 с. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. /Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец (РГПУ им. А.И. Герцена). — СПб.: Акцидент, 1998. — 94 с. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — СПб.: Детство — Пресс, 1999. – 128 Источник: http://refleader. ru/jgebewqasbewaty. html От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. Помораева И.А., В.А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. — — М.: Мозаика-Синтез, 2017.
|