Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие навыков общения у детей раннего возраста.
Коммуникация
Автор: Диких Татьяна Викторовна   
23.02.2015 20:47

Развитие навыков общения у детей раннего возраста.

Как правило, в «Дом ребенка» поступают ослабленные дети из социально – неблагополучных семей или оставшиеся без попечительства родителей в возрасте до 3 лет. Основная особенность таких детей – медленный темп развития и обучения, чем у детей, воспитывающихся в семье, где постоянно получают заботу, любовь, ласку. Для большинства малышей характерна повышенная возбудимость, которая влияет на поведение, сон и способствует приобретению таких вредных привычек как раскачивание и сосание пальцев. Основной принцип нашей работы – создание условий, при которых взрослый становится наиболее близким для этих детей человеком, к которому они привыкают и чувствуют себя наиболее защищенными.

Скачать конспект

Для детей, также как и для взрослых, одна из главных человеческих потребностей – потребность в общении, которая помогает малышу, выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним. Умение общаться со взрослыми и детьми поможет понять происходящее в окружающем мире, больше узнать о нем. В «Доме ребенка» мы стараемся удовлетворить потребность в общении каждого из детей. Воспитатели стараются дать малышам больше новых впечатлений – на занятиях, развлечениях, показах различных театров (настольные, фланелеграфе, кукольные, ростовые куклы), на которых дети получают положительные эмоции. Большое воспитательное значение придается режимным процессам (кормление, купание, прогулки, выполнение поручений, свободные игры с детьми и самостоятельно) при проведение которых дети подолгу общаются со взрослыми.

Развивая навыки общения с самого раннего возраста, побуждаем детей внимательно слушать окружающих, имитировать ряд звуков и жестов. Когда ребенок начинает говорить, ставим задачи, которые одновременно охватывают несколько разных сторон развития речи, обучаем словам, относящимся к разным частям речи, постепенно вводим основные грамматические формы. Обучение проводим в естественных условиях с использованием материалов и игр, интересных ребенку. Наша основная задача – сделать занятия по развитию речи, по развитию сенсорных эталонов увлекательными и соответствующими возрасту малышей – так, чтобы они захотели общаться. Поэтому к проведению занятий, дидактических игр предъявляются следующие требования:

1. Умение концентрировать внимание и развивать игровые навыки.

Для успешного проведения занятия необходимо уметь концентрировать внимание малышей на действиях воспитателя, его речи, на определенных предметах во время занятия. Например, обучая детей собирать и разбирать матрешки, на беседе долго не задерживаюсь, провожу игру – дети полукругом сидят на стульчиках, держа матрешку в руках, хожу вокруг детей, приговаривая:

Хожу, брожу, матрешку держу,

Разберу пополам, деткам в ручки дам.

Незаметно вкладываю по половинке матрешки в ручки детям, сидящим по разные стороны полукруга. Затем произношу «Матрешка, где ты, покажись». Дети, у которых половинки матрешки выходят и соединяют их. Такая игра помогает, и сконцентрировать внимание, и правильно выполнять задание, и доставляет радость. Что немаловажно для формирования навыков общения.

Рисунок 1

Играя самостоятельно, дети начинают использовать свои игровые навыки для исследования окружающего мира и таким образом узнают новые предметы и явления, которые, естественно, они хотят обсуждать с другими. Рассматривая звучащий коврик, на котором изображены домашние и дикие животные, малыши нажимают на кнопки, слушают звуки и повторяют их. Также у нас есть коврик с изображениями различного транспорта, нажимая на

Рисунок 2

определенную картинку, малыши изучают звуки и внешний вид определенного транспорта.

Рисунок 3

2. Соблюдение очередности.

Разговор – это двухсторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. Поэтому во время беседы с детьми на занятиях или в повседневной жизни, обязательно делаем паузы, даем время на ответ ребенку. Учим детей не перебивать, дождаться, когда закончит говорить малыш или взрослый. Для этого хорошо способствуют индивидуальные занятия с дидактическим материалом, где взрослый может уделить больше внимания каждому ребенку – объяснить, помочь, если есть необходимость.

рисунок 4

3. Понимание.

Дети, которые еще не умеют говорить, могут научиться понимать слова. Которые описывают окружающих людей, предметы, действия и события. Например, рассматривание иллюстраций, на которых изображены различные предметы, игрушки, персонажи сказок, домашние и дикие животные, малыши показывают пальчиками, отвечая на вопрос воспитателя. Затем, когда уже появляются в речи не только существительные, но и глаголы и прилагательные, учим малышей строить предложения, состоящие из 2-3 слов. Развитию понимания способствует выполнение поручений, включающих последовательно несколько действий (пойди, возьми, принеси).

Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умением отвечать на слова собеседников. Дети, хорошо овладевшие умением соблюдать очередность, нередко приходят к этому балансу самостоятельно, без специальных занятий. Однако бывает, что естественным образом такой баланс не достигается. Есть дети, которые любят поговорить о том, что их интересует, но то, что говорят другие, не слушают. А есть дети, которые вступают в разговор только тогда, когда с ним кто-нибудь заговорит, но сами редко завязывают беседу. Поэтому всегда стараемся разговаривать с малышом о том, что его интересует. Когда ребенок научился концентрировать внимание на окружающих его предметах и их перемещениях, выбираем тему для разговора, следя за направлением его взгляда и обращая внимание на те, игрушки, которые его интересуют.

По мере того, как ребенок становится более активным и начинает проявлять большой интерес к играм, диапазон возможных тем становится шире. У малышей появляются уже определенные пристрастия, и они подсказывают темы для бесед. Как только малыши научились произносить первые слова, знакомим их с названием предметов, игрушек, рассматриваем картинки с изображением животных и игрушек. Обсуждаем с детьми движения и действия, величину, цвета и звуки. Активному ребенку помогаем научиться концентрировать внимание. У маленьких детей часто наблюдается тенденция перемещать взгляд с одного предмета на другой. В этом случае трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучание тех слов, которые он должен узнать. Эту задачу можно решить, если проводить с ребенком индивидуальную работу или с группой из 3 -4 детей, в отдельно отведенном месте, где ограничено количество игрушек, и ничто не отвлекает внимания. Собирая пирамидку, внимание ребенка сосредоточено на своих действиях. Сосредотачивать внимание помогают такие дидактические игры, как вкладыши (собирание чашек по величине), матрешки, коробки с отверстиями из геометрических фигур, дидактические игры на различение цвета и формы.

Рисунок 5

Для развития навыков общения большую роль играет естественное поощрение, возникающее в ходе самого разговора. В ответ на слова (или жесты) ребенка показываем ему, что его поняли. Если ребенок берет игрушку, уделяем ей особое внимание: называем её, показываем, как с ней играть, просим ребенка показать, как он будет играть с этой игрушкой. Если малыш попросит нас дать ему какую-нибудь вещь, стараемся выполнить его просьбу, а если малышу никак нельзя доверить эту вещь, объясняем ему, почему нельзя.

Развитие навыков общения происходит не только в общение со взрослым, но и в игровой деятельности, если ребенок получает удовольствие от игры, если играя, он может слушать и смотреть на других её участников, значит, у него уже есть основа для освоения более сложных навыков общения. Малыш готов озвучивать свои действия, интересоваться у сверстников их действиями. В первую очередь, дети говорят о том, что их более всего интересует. Самая большая часть раннего словарного запаса ребенка состоит из наименований предметов, с которыми он любит играть, и его действий во время игры. Игра позволяет дать ребенку возможность для свободного и естественного общения.

Для создания игровой обстановки привлекаем кукол и наборы домашних и диких животных, различные конструкторы, кукольную мебель, посуду, музыкальные игрушки, машинки и т.д. Навыки общения развиваются и в повседневной жизни. Во время самостоятельных игр дети смотрят друг на друга, копируют действия. Просят взрослого помочь.

Рисунок 6

Так, играя с конструктором «Лего», малыши осваивают навык наложения одной детали на другую, пытаясь при этом построить определенную фигуру (башня, машина, забор, дом и другие). Во время постройки малыши обращают внимание друг на друга, перенимают определенные умения, пытаются разговаривать друг с другом. Также тесному общению способствует спортивные игры, подвижные игры, танцевальные упражнения. Постепенно, достигая трехлетнего возраста, малыши учатся не только разговаривать, но и общаться друг с другом.

17 февраля 2015 год

Диких Т. В.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год