Развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через игру. |
Коммуникация | |||
Автор: Сорокина Елена Валерьевна | |||
04.09.2023 20:44 | |||
Развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через игру. Сорокина Е. В. Коммуникативная компетентность– это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение эффективно общаться и посредством общения успешно решать любые задачи. Формируется коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками и предполагает наличие качеств, которые помогают человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает определенными коммуникативными навыками, такими как:
Успешность ребенка в общении со сверстниками зависит от процесса конструирования социальной реальности: активности, инициативности, чувствительности к партнеру.
Центральным качеством, определяющим коммуникативную компетентность, является –чувствительность к сверстнику. Чувствительность к сверстнику – это способность ориентироваться в общении на собеседника, учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение), проявлять внимание к сверстнику и готовность ответить на его предложения, способность услышать. Коммуникативная компетентность по праву считается стержневой, ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетентностей и рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, важнейшая предпосылка его дальнейшего благополучия в интеллектуальном и социокультурном развитии, в освоении специфических, присущих ребенку данного возраста видов деятельности. Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетентности является одной из приоритетных задач дошкольного образовательного учреждения. Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативной компетентности. С тем, чтобы в дальнейшем, став школьником, ребенок был готов к новой роли ученика. Коммуникативная готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Также одной из важнейших составляющих готовности к школе является социально-психологическая готовность, включающая в себя наличие навыков социального общения, умения устанавливать взаимоотношения с другими детьми. Коммуникативная готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма, а такженаличие у ребенка навыков социального общения, умения устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество. Ребенку важно научиться согласовывать свои действия со сверстниками, регулировать их на основе усвоения общественных норм поведения. Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, такие как: общительность, контактность, отзывчивость и покладистость. Начиная со старшего дошкольного возраста дети учатся деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные действия. Таким образом, постепенно, начиная с дошкольного возраста, происходит становление коммуникативной личности, характеризующейся языковой компетентностью, когда ребенок владеет языком в такой мере, что он становится действительно родным, основным средством мышления, общения, саморегуляции. Коммуникативная личность характеризуется общительностью, самостоятельностью, инициативностью и креативностью, которую характеризует свобода речевого поведения. Как известно, основная сфера общения дошкольников со сверстниками – игра. Общение в игре – важнейшее условие проявления и формирования волевых и реальных отношений. В старшем дошкольном возрасте дети используют общение в игре для установления определенных связей и зависимостей между ее участниками. В становлении игрового общения со сверстниками особое значение имеет пятый и шестой год жизни – период, когда бурно растут контакты со сверстниками, возрастают широта, избирательность и половая дифференциация общения. В процессе игрового взаимодействия создаются комфортные условия для детей, имеющих разный уровень речевого развития. Главное – формирование осознанного отношения ребенка к сверстнику и понимание конструктивных правил взаимодействия с ним. Игры, направленные на формирование коммуникативной компетентности можно разделить на три группы: 1. Игры, направленные на формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, снятие эмоциональных барьеров общения. Основными задачами этой группы игр являются:
Главные правила этих игр: преобладание невербального взаимодействия, отсутствие конкурентности и соревновательного компонента. Это такие игры, как:
2. Игры, направленные на понимание внешних особенностей и личностных качеств сверстника, развитие способности понимать эмоции и настроение другого ребенка.
3. Игры, направленные на формирование поведенческого, регуляционного компонента образа сверстника. Цель этих игр – формирование умения регулировать поведение, ориентируясь на сверстника. Это такие игры, как:
В процессе игрового взаимодействия создаются комфортные условия для детей, имеющих разный уровень речевого развития. Энергичные дети первыми вызываются участвовать в инсценировках, драматизациях, при этом они стимулируют менее активных детей, зажигают их энергией. Возможность соучастия с сильным партнером позволяет ребенку не замечать своего отставания. Опыт соучастия обогащает восприятие речи и эмоциональную жизнь. Добровольность участия в играх создает эмоциональный комфорт. Главное – формирование осознанного отношения ребенка к сверстнику и понимание конструктивных правил взаимодействия с ним.
|