Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НОД по нравственно-патриотическому-воспитанию «Русская берёзка-символ Родины моей» для детей старшей группы.
Патриотизм детям
Автор: Силантьева Наталья Сергеевна   
26.02.2025 13:43

НОД по нравственно-патриотическому-воспитанию «Русская берёзка-символ Родины моей» для детей старшей группы.НОД по нравственно-патриотическому-воспитанию «Русская берёзка-символ Родины моей» для детей старшей группы.

Составила воспитатель: Силантьева Наталья Сергеевна

Цель: Формирование гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа.

Задачи: Продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России.

  • Воспитательная: воспитывать у детей нравственные и патриотические чувства, любовь к природе, родному краю; воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе, уважение к русским Образовательная: расширять знаний детей о берёзе, как о народном символе России;
  • Развивающая: развивать творческие способности детей средствами русского фольклора; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы;

Ход занятия.

Под музыку в центр группы выходит воспитатель в русско-народном костюме (с рушником, караваем) и дети.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем наших дорогих гостей.

Скачать конспект

Дети: здороваются.

Воспитатель: По русскому народному обычаю гостей встречаем, караваем угощаем.

Воспитатель угощает гостей, и ставит на стол каравай.

Воспитатель обращает внимание детей на себя и приглашает детей на ковёр и подушечки.

Дети поворачиваются лицом к воспитателю полукругом.

Воспитатель: Ребята по традиции поиграем.

Может кто желает провести лого-ритмику?

Дети по желанию проводят

Например: «Кулачки»

Как сожму я кулачок (сжать руки в кулак)

Да поставлю на бочок (поставить кулачки указательным пальцем вверх)

Разожму ладошку (выпрямить кисть)

Положу на ножку (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук-тук (три удара кулаками друг о друга)

Да-да-да (три хлопка в ладоши)

Можно к вам (три удара кулаками (друг о друга)

Рады всегда (три хлопка в ладоши)

Воспитатель: Ребята вы обратили внимание на мой наряд?

Ответы детей: Русско-народный костюм.

Воспитатель: С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берёз!

С их царства, сквозного, молочного.

И с пухлых ребяческих грёз.

Воспитатель: Ребята, каквы думаете? Что такое Родина?

Ответы детей: Родина — это место, где мы родились, это наша страна, наш посёлок улица, где мы живём, наш город, дом, наш детский сад.

Дети давайте все вместе стихотворение

«Что мы Родиной зовём» по мнемотаблице

Воспитатель: Родина – значит родная, как мать и отец. Это место, где мы родились, Родина у каждого человека одна. Родина — это страна, в которой мы живем.

Воспитатель: Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Мы живём в Росси.

Воспитатель: Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна.

Воспитатель: спрашивает детей почему?

Дети: потому что она наша Родина.

Воспитатель: Ребята, я хочу напомнить вам, что у каждой страны есть свои символы. А можете вы знаете государственные символы нашей страны?

Ответы детей (флаг, герб, гимн) (прошу повторить несколько детей)

Воспитатель: Ребята, вы назвали традиционные-главные символы нашей страны, а ещё есть народные символы, и сегодня мы будем говорить об одном из них, а вот о каком? — вы узнаете позже

Воспитатель: Ребята помните я вам обещала сюрприз?

А что за сюрприз попробуйте отгадать. Задайте мне вопросы, наводящие на подсказку, но не более пяти

Например:

Живое или не живое?

Это создано человеком или природой?

Из какого материала? И т.д.

(на подносе стоит сундучок накрыт платочком)

Воспитатель (обращает внимание детей на сундучок)

Ребята как вы думаете, что там

Ответы детей:

Воспитатель: Он не низок не высок…деревянный сундучок

Воспитатель открывает сундучок достаёт скрученный берестяной свиток бумаги (письмо) разворачивает читает.

Загадка

Это дерево — символ России,

От него исходит нежный свет,

Делится своей целебной силой,

И роднее дерева нам нет…

Ответ детей: (берёза) слайд

Воспитатель. Верно, ребята сегодня мы будем говорить о народном символе березе.

Воспитатель: Ребята как вы думаете? почему березка является символом России? (Ответы детей)

Береза является символом России потому, что среди многочисленных видов деревьев, растущих в нашей стране, берёза — это единственное дерево, имеющее кору белого цвета. Белый же цвет, символизирующий чистоту, очень хорошо сочетается с искренним и хлебосольным характером нашего народа.

Воспитатель: Белый цвет присутствует на государственном флаге России.

Флаг России

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов)

Воспитатель: Красавицей русских лесов называют люди березу. Символом русской души.

Про берёзку есть много пословиц поговорок и примет. Давайте вспомним их.

Соловей начинает петь, когда напьётся соку с берёзового листа.

Если листья у берёзы пожелтели пора сажать под зиму чеснок.

Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.

Не бывать ветке толще ствола.

Воспитатель: Берёза не только радует глаз, но и помогает людям.

Воспитатель: предлагаюи вам поиграть в народную игру «Берёзка»

Выбирается ведущий

Считалка: как у нашей у берёзки

Будем хоровод водить

Нам никак нельзя грустить

Выходи тебе водить.

В руках у ведущего руках платочек. (Зелёного цвета). Ведущий встаёт в середину круга машет платочком).

Дети встают в круг, идут по кругу со словами: Берёзка берёзонька по весне стоишь весёленька, (дети останавливаются) ветки прогибаешь, (дети поднимают руки вверх) с солнышком играешь, (дети поочерёдно взмахивают руками вниз вверх) а осенью слякотной, и зимой морозною, (дети идут по кругу) березка нарядная краса ненаглядная, с красотой прощаешься, дождём умываешься, корни увядают листья облетают. (дети присаживаются на корточки) Ведущий выходит за круг, идёт по кругу, и кому захочет кладёт на плечо платок, оббегает круг, тот у кого на плече платок должен догнать ведущего, пока ведущий не занял его место

Воспитатель. Ребята, наши предки берёзуназывали деревом счастья.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете какую пользу людям приносит береза.

(После игры Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.)

Воспитатель: Береза – щедрое и доброе дерево. У всех берез очень необычная кора. Слайд

Воспитатель: Ребята. Как вы думаете? Чем необычна кора березы? (Ответы детей). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Но в белой коре – бересте есть черные черточки. Давайте вспомним, как они называются? Ответы детей. Ответы детей. (Чечевички)

Воспитатель: А для чего они нужны берёзе?

Ответы детей: Берёза через них дышит.

Воспитатель: издавна люди из березы делали разные изделия

Посмотрите какие, рассматривают изделия из бересты.

Воспитатель: приглашает ребята за столы.

Воспитатель: ребята посмотри на голове у меня не случайно красная лента с орнаментом, называется очелье. Давайте с вами повторим по слогам: О-че-лье.

Очельем называли твердую берестяную или мягкую повязку, от слова О-ЧЕЛО-ЛОБ которую носили на голове, вокруг головы, такая повязка оберегала от злых духов.

Воспитатель: Ребята может, кто знает, что такое оберег?

Ответы детей:

Воспитатель: Цвет и ширина ленты тоже имели значение. Чем шире лента, тем гуще будут волосы у девицы. Красный цвет- считался символом рода и красоты. носили витязи и князья и простой народу витязей и князей они были украшены камнями.

Воспитатель: Ребята я вас приглашаю сделать очелье.

Воспитатель: согласны дети? (ответ да)

Ребята давайте немножко поиграем.

Воспитатель: Ребята может кто желает провести пальчиковую игру?

Например: Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Друг от друга деревья росли далеко (показать дерево обеими кистями рук)

Человеку пройти этот путь нелегко (шагать указательным и средним пальцами)

Только корни деревьев сплелись (приложить кисти к друг другу тыльным сторонам, пальцы вниз)

Будто дерева два навсегда обнялись.

Пальчиковая гимнастика «Лес»

Сосны, ели, дубы, берёзы, клены…

Это лес-он наш друг зелёный!

Добрый друг он шумит и поёт,

И в прохладную тень нас зовёт.

(Постукивать пальцами друг о друга.

Пальцы рук соединить в «замок».

Покачивание раскрытых ладоней влево-вправо. «зовущие «движениями пальцами рук).

Посмотрите у вас у каждого на столе красная лента, а также берестяные кружочки, на которых вы будете делать орнамент-рисунок, по вашему желанию, какой нравиться. Стейком прорисовываем и украшаем камнями и привязывать к красной ленте.

Проговариваем технику безопасности работы со стейком.

Готовые берестяные кружочки привязываем к ленте.

Воспитатель приглашает детей на ковёр. Помогает повязать очелье.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребятам по кругу передает платочек с вопросом:

Что понравилось?

Что нового узнали, чего до этого не знали?

Что удалось?

Что больше всего понравилось?

Дети по желанию отвечают

Ребята какие вы, молодцы!!

Какая красота у вас получилась!

Демонстрируем очелье.

Воспитатель:

Ребята, сколько много пользы

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья.

Для всех, для нас, береза эта

Наш край родной, наша страна.

Воспитатель: По русской традиции гостей провожая одаривают подарками. Чтобы гости нас не забывали. И о нас добрым словом вспоминали. Предлагаю подарить гостям красные ленточки-обереги. Дети завязывают гостям ленточки на запястье.

Славянское очелье Очелье – обрядовая специальная повязка на голову, сплетённая на бердо или иным способом. Очелья делятся на простые, повседневные и празднично-обрядовые. Слово произошло от О-чело (это круг вокруг головы). Считается самым мощным оберегом от дурных мыслей, так как через голову и особенно Родничок в темень попадают все дурные мысли, проклятия и всё чёрное, что есть в миру, и именно очелье способно защитить наш разум.

Что за повязки на голове носили древние славяне? Зачем и для чего? А височные кольца причем?

Очелье или головотяжец — исконно славянское украшение для волос, и даже особый религиозный атрибут. Очельем называют твердую берестяную или мягкую тканевую повязку, которую в древности на Руси носили на голове.

Позже стали делать в виде ювелирных украшений из различных металлов с вставками из драгоценных камней.

Другие названия — начельник, налобник, начелок, очелыш.

Очелье помогает держаться волосам не растрепанными, выполняя функцию ленты, веревки или ободка, но выглядит гораздо красивее и аутентичнее последнего.

Головотяжец или очелье носили как женщины, так и мужчины. И этот предмет использовали только славяне.

Очелье — очень важный элемент славянской обрядовой одежды, который смело можно назвать одним из самых узнаваемых атрибутов русского образа Древней Руси.

Но не только практичность и красота заключалась в очелье. Так как эту вещь крепили себе на голову, то она стала оберегом и обрела религиозный смысл и посыл.

Очелье призвано оберегать Чело или разум от дурных мыслей и вмешательства посторонних в самое главное — в голову.

К очелью часто крепились особенные украшения — височные кольца. Это не серьги, а что-то вроде приспособлений американских индейцев — ловца снов. Смысл был почти тот же.

В древности женщина — была не только роженица, которая должна выносить и вырастить потомков, но и жрица на капищах, ведающая мать, хранительница магии, прообраз Матери Сырой-Земли в человеческом обличье. Поэтому девочку украшали с раннего детства, как богиню. Христианство изменило все, сделав женщину грязным существом.

Но вернемся к древним славянам и их украшениям.

Височные кольца известны с бронзового века, наибольшее распространение получили в X-XIII веке. Чаще всего изготавливались из меди или сплавов железа, иногда — из серебра.

И это тоже исконно славянское украшение, носившее лаконичное название — усерязи, также иногда назывались заушницами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год