Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы. Секреты пёрышка»
Ребятам о зверятах
Автор: Кусик Татьяна Александровна   
10.11.2023 20:49

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы. Секреты пёрышка»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы. Секреты пёрышка»

Воспитатель: Кусик Татьяна Александровна Филиал Орлинский детский сад МОШ Орлинская СОШ

Цель: Обогащение знаний детей о зимующих птицах, продолжать развивать представления о жизни и особенностях птиц.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах (почему птицы летают, почему зимующие птицы не мерзнут зимой);
  • обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь детей;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности
  • развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • закреплять навык работы в группах;

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к природе.
  • формировать желание помогать птицам зимой;

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,

Оборудование и материалы:

Набор перьев, лупы, листы бумаги, мультимедийная установка (презентация), мнемотаблица-птица.

Предварительная работа:

не наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о птицах, словесные игры, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Ход:

Организационный момент

Вот собрался наш кружок.

Улыбнись скорей дружок.

Рука другу, рука другу.

Передаем тепло по кругу!

Игра «Спаси птенца»

Воспитатель: Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и поднесите к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

жать Мотивационно — ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята, у нас сигналит домофон. К нам кто- то пожаловал в гости.

(в группу заходит Незнайка и приветствует детей)

Незнайка: Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел необычную птичку. Голубая спинка, ржавенький бочок –

По стволу осинки

За скачком скачок,

Лазит вверх и вниз.

Подолбила птичка по дереву и так красиво полетела, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, …ой, как больно ударился о землю. Ничего не понимаю! Не могли бы вы мне подсказать, что за необычная птичка встретилась мне на прогулке? Почему птицы летают, а человек нет? А почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?»

Поисковый этап.

Воспитатель: Дети, поможем Незнайке? У него сразу столько вопросов. (Ответы детей)

Воспитатель: На какие вопросы нам надо найти ответы? (Ответы детей)

(Педагог демонстрирует карточки)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за необычная птичка встретилась Незнайке? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Как вы догадались? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто может рассказать о поползне? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: К зимующим птицам также относятся: тетерев, глухарь.

(Педагог демонстрирует названных птиц на слайдах)

Незнайка: А может кто-нибудь из вас помнит загадки о зимующих птицах?

(Ответы детей)

Незнайка: Ребята, птицы умеют летать? (Ответы детей)

Воспитатель: Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу – повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать.

Практический этап (опытно-экспериментальная деятельность).

Незнайка: А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей)

Дети: Нет. У человека нет крыльев.

Воспитатель: Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал). Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)

Воспитатель: Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?

(Ответы детей)

Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

Воспитатель: Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем. Крылья птиц лёгкие, сильные и гибкие.

Физкультминутка «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял, (дети выполняют ходьбу на месте)

Галок и ворон считал: (скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет)

Раз, два, три, четыре, пять,

Рот открыл, смотрю я в небо, (поднимают голову вверх).

Вправо, влево. Я там не был. (выполняют повороты головой).

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать. (часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены)

Крылья вверх и крылья вниз, (плавно взмахивают руками)

Только слышен ветра свист. (вращают указательными пальцами рук, поднятых вверх)

Я подпрыгнул, чтоб взлететь, (подпрыгивают)

Но пришлось на землю сесть. (приседают)

Воспитатель: Ребята, мы с вами ответили на два вопроса Незнайки. Какой был третий вопрос? (Ответы детей)

Воспитатель: Чем же покрыто тело птиц? (Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию), где мы будем исследовать перья птиц через лупу. Но для начала мы разделимся с вами на две группы.

Первая группа – будет исследовать размер, цвет и строение пера.

Вторая группа – будет исследовать, что внутри пера, если его разрезать. (Детям даются карточки с заданиями)

Работа в группах. (Дети рассматривают, обследуем)

Воспитатель: Отличаются перья чем-то друг от друга?

Дети: Размером, цветом, строением.

Воспитатель: Ребята, рассмотрим, как устроены перья у птиц. Что можно сказать про него?

Дети: Оно плотное, жесткое, большое.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень – основа пера.

Воспитатель: Ребята, расскажите, что внутри этого стержня?

(вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

Дети: Плотный и пустой.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему?

Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.

Воспитатель: Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?

Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.

Воспитатель: А за счет чего оно легкое? Почему?

Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.

Воспитатель: Помашите пером, что вы ощущаете?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

Воспитатель: Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера)

Воспитатель: А какие перья лежат у вас ещё?

Дети: Перышко маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький

Воспитатель: Это пуховое перо.

Воспитатель: Зачем такое перо птице? Ответы детей.

Воспитатель: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

Воспитатель: Оперение птицы состоит из огромного количества перьев.

Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.

Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете.

Мелкие перья – пуховые – они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.

Воспитатель: Ребята, мы исследовали перья и теперь знаем — какие они бывают и почему зимующие птицы не мёрзнут зимой.

Воспитатель: Самое печальное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод. Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)

е Воспитатель: Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?

(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)

Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята!

Воспитатель: Дети, теперь мы можем ответить на все вопросы Незнайки?

Незнайка: Какая необычная птичка встретилась мне на прогулке? (Ответы детей)

Незнайка: Почему птицы летают, а человек нет? (Ответы детей)

Незнайка: Почему зимующие птицы не мёрзнут зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Незнайка, мы ответили на все твои вопросы?

Незнайка: Спасибо вам ребята. Сегодня я узнал много интересных фактов о зимующих птицах. (уходит прощаясь)

Воспитатель: Что нового узнали, проводя свои исследования?

(Ответы детей)

Воспитатель: Все мы молодцы! Скажите себе:

«Мы сегодня молодцы-

Потрудились от души,

не ленились, убедились

и многому научились»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год